В Оренбургской области в отношении неустановленных сотрудников колонии-поселения № 11 по фактам использования рабского труда возбуждено уголовное дело (ч. 1 ст. 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий). Об этом 16 апреля корреспонденту ИА REGNUM сообщили в пресс-службе Межрегионального комитета против пыток.

В правозащитной организации отметили, что после четырех незаконных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, а также после еще двух поступивших обращений от осужденных этой колонии о пытках и сексуальном насилии, спустя семь месяцев после сообщения о преступлении следователь Новотроицкого следственного отдела все же возбудил уголовное дело: "Несмотря на то, что жалобы трех заявителей были объединены следователем в одно производство, он почему-то счел возможным возбудить уголовное дело лишь по фактам использования рабского труда".

26 июля 2013 года к правозащитникам обратилась Ирина Балашова и сообщила о том, что ее гражданскому мужу Сергею Никонорову, отбывающему наказание в ФКУ КП-11 по Оренбургской области, сотрудники учреждения во главе с ее начальником Филюсом Хусаиновым создают невыносимые условия жизни: подвергают систематическому избиению, а также угрожают изнасилованием. Причиной тому стал отказ Никонорова продолжать работать на различных строительных объектах и жалобы осужденного в Следственный комитет и прокуратуру по факту использования его в качестве раба. Сергей поведал в деталях, как строил дачу и баню для начальника колонии-поселения № 11 Филюса Хусаинова.

В Оренбургском отделении Комитета против пыток подчеркнули, что дело более семи месяцев не возбуждалось, а расследование фактов, указанных Никоноровым, не проводилось. В течение этого времени правозащитники обжаловали четыре постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, которые впоследствии отменялись и признавались незаконными. Формально проведенные прокурорские проверки также ничего не дали.

"В конце 2013 картина вопиющего произвола в колонии-поселении № 11 дополнилась показаниями еще двоих осужденных, которые рассказали о том, что к ним систематически применяется насилие со стороны сотрудников все той же колонии. Написать письма в оренбургское отделение Комитета против пыток их побудила безысходность, поскольку один из них после попытки неудавшегося побега из-за избиений был изнасилован осужденным из так называемого "актива" в присутствии сотрудников колонии, снимавших все на видеорегистратор, - отметили правозащитники. - Второму из осужденных данная видеозапись демонстрировалась для устрашения, чтобы он не смел куда-либо жаловаться".

Жалобы от осужденных поступили в юристам Комитета против пыток, которые незамедлительно направили к заявителям адвокатов и обратились с заявлениями о преступлении в Следственный комитет, а также направили обращения в адрес Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области Анатолия Чадова.

"Уверен, что творящееся беззаконие в колонии-поселении № 11 стало возможным "благодаря" тому, что ни следственные органы, ни прокуратура не исполняют возложенных на них обязанностей, предпочитая "ничего не замечать" -сказал и.о. руководителя оренбургского отделения Комитета протии пыток Тимур Рахматулин. - С самого начала мы пытались обратить внимание государственных органов власти всех уровней на эту катастрофическую ситуацию: писали обращения в прокуратуру, вплоть до Генеральной, в СУ СК РФ по Приволжскому федеральному округу, в Следственный комитет России... Но всякий раз наши жалобы и обращения "спускали вниз", а там опять все заново - "данные не подтвердились". В итоге уголовное дело, и то лишь, по фактам использования рабского труда, было возбуждено только после того, как Москва, наконец, обратила внимание на Оренбургскую область, на плачевную ситуацию, которая сложилась в регионе, с проведением официальных расследований по заявлениям граждан о насилии со стороны правоохранителей. В свою очередь, теперь мы намерены добиваться возбуждения уголовных дел по преступлениям, предусмотренными более тяжкими статьями".