Модернизация Национального аэропорта "Минск" будет осуществлена с привлечением азербайджанских специалистов. Об этом 15 апреля заявил Александр Лукашенко, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Посетив аэропорт, руководитель постсоветской республики в целом остался доволен увиденным, и там же провёл совещание, на котором заслушал отчёты чиновников и дал указания по выполнению дальнейших работ. По словам Лукашенко, в 2014 году "кровь из носу надо закончить модернизацию аэропорта" и сделать это надо "по-хозяйски", чтобы было "красиво", "чистенько" и "аккуратненько", т.к. "это символ нашей страны" и "это центр Европы". Лукашенко напомнил о своём недавнем посещении города Слуцка в Минской области, где на специально созданном госпредприятии производят еще один, как он считает, "символ" - реплики элементов одежды польской шляхты "слуцкие пояса", а также действуют мясокомбинат и льнозавод, директоров которых он недавно снял и распорядился завести на них уголовные дела за бесхозяйственность. Руководитель республики подчеркнул: "Потом спросим с каждого - чтобы не было слуцких у нас мясокомбинатов и льнозаводов, надо вовремя это пресекать".

"Должен вам сказать прямо: за все недостатки соответствующие люди будут отвечать на всю катушку. Почему? Потому что мы же не изобретали здесь ничего нового. Аэропорты в мире есть очень продвинутые - суперпродвинутые, средние и так деле - выбирай вариант и работай, - сказал Лукашенко. - Поэтому мне кажется, что вы серьезно проработали все варианты, определили для себя лучший аэропорт и по этому принципу, исходя из наших возможностей и условий, попытались что-то сделать. Ну, на первый взгляд всё нормально - на голову не течёт, всё блестит, всё красиво - это хорошо. Теперь главное - качество чтобы было, чтобы всё это было надёжно".

Лукашенко поручил подготовить до конца года документацию по строительству второй взлетно-посадочной полосы с опорой на собственные силы с привлечением хорошего проектировщика, возможно - зарубежного. Китайский инвестор, предложивший свои услуги до наступившего в Белоруссии экономического кризиса 2011 года, увеличил стоимость своих работ, и власти постсоветской республики отказались от его услуг, однако альтернативного инвестора они не нашли. Похожая ситуация сложилась вокруг амбициозного проекта "Минск-Сити", от реализации которого была отстранена российская компания "Итера": власти Белоруссии заявляли о возможности реализовать проект с опорой на собственные силы, заявляли также об очереди готовых вложиться в этот проект инвесторов, однако проект до сих пор не реализован.

"Порой мы бросаемся на инвестора, который, в силу того, что у нас денег не хватает одновременно начать всё, предлагает какие-то выгодные условия. Но эти условия, наверное, он посчитал - они же со временем нам обойдутся двойной ценой! Так, может быть, нам самим взяться за это дело и сделать?, - сказал Лукашенко. - Ну да: взлётно-посадочная полоса как объект - дело ответственное. Но какая там сложность? Мы что, изобретаем велосипед? Мы что, что-то новое пытаемся построить? Да люди давно построили эти взлётно-посадочные полосы - и не одну, в мире их тысячи! Так давайте возьмём хороший проект, подключим одного проектанта - дадим одного человека, толкового, заплатим ему - "западника", "восточника" - в России, видимо, есть специалисты - заплатим ему деньги, который прокурирует этот проект и подскажет нашим проектантам, что здесь должна быть вот такая толщина, вот такое армирование, вот такой бетон, вот такая марка цемента! Ширина - такая должна быть, длина - под 4 километра, мы это знаем, ширина 80 или сколько там - 100 метров. И это поле мы должны забетонировать".

Лукашенко напомнил, что китайский инвестор предлагал свои услуги за $358 млн, и распорядился: "Мы должны за 320 построить". Он отметил, что "от китайцев за такие деньги мы однозначно отказались", и "150-200 возьмём кредит, 100 - будем изыскивать здесь сами". Где будет изыскана остальная сумма - руководитель постсоветской республики не уточнил, однако отметил, что к строительству новой взлётно-посадочные полосы могут быть привлечены специалисты из Азербайджана.

Министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак заявил, что все поручения будут выполнены. Он проинформировал также о закупке новых электричек, которые свяжут Национальный аэропорт "Минск" ("Минск-2") с автовокзалом "Центральный" и уже с ноября 2014 года планируется доставлять пассажиров в аэропорт железнодорожным транспортом от станции "Минск-Пассажирский". От электрички до аэропорта пассажиров будет подвозить автобус. Пассажиру будет предлагаться единый билет на электричку и автобус до аэропорта - аналогичную схему планируется внедрить для россиян, которые будут следовать в Крым по новому мосту через Керченский пролив.

Сивак сообщил также, что для нужд госкомпании "Белавиа" будет закуплено два новых самолёта и ещё два будут взяты в лизинг на Украине. Глава Минтранса Белоруссии проинформировал о переносе минского авиаремонтного завода из зоны будущего фешенебельного района "Минск-Сити" и аэропорта "Минск-1", отметив: "Завод должен ориентироваться на российскую технику, на Superjet, на обслуживание этого самолёта, но этот самолёт не появляется на рынке". Лукашенко дал ценные указания и по функционированию авиаремонтного завода.

"До конца года должна быть четкая концепция - и архитектурная и концепция по тому, чем мы будем заниматься, какова будет перспектива", - сказал Лукашенко, завершая совещание.