"В Югре сложилась благоприятная социально-экономическая ситуация, которая положительно влияет на развитие потребительского рынка и способствует увеличению количества хозяйствующих субъектов, появлению новых товаров и услуг", - заявила 12 ноября в Ханты-Мансийске на региональной конференции "Проблемы потребительского рынка в округе" начальник отдела по защите прав потребителей ХМАО Любовь Кондрашова.

По ее словам, отношения между продавцом, изготовителем, исполнителем и потребителем автономного округа при продаже товаров и выполнении работ по оказанию услуг регулируются законом РФ о защите прав потребителей и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами. Практика показала, что закон о защите прав потребителей стал одним из самых применяемых и востребованных в Югре.

Большинство обращений граждан в органы по защите прав потребителей вызвано нарушениями законодательства практически во всех сферах потребительского рынка. В целом по округу лидируют жалобы потребителей на нарушения их прав в сфере торговли, второе место занимают жалобы, касающиеся бытового обслуживания, третье - жилищно-коммунальных услуг, четвертое - общественного питания, пятое - услуг связи, шестое - платных медицинских услуг.

Основные мотивы обращений граждан - продажа товаров, имеющих недостатки, предоставление услуг ненадлежащего качества, непредоставление хозяйствующими субъектами информации о товароуслугах, их изготовителях, нарушение сроков исполнения услуг, отсутствие гарантийного срока товара и срока годности, необоснованное взимание платы за упаковочный материал.

Любовь Кондрашова подчеркнула, что во всех муниципальных образованиях округа созданы подразделения по защите прав потребителей. За девять месяцев 2003 года в эти органы обратились 6,5 тысяч граждан. Около 4,5 тысяч дел решено в пользу потребителей без передачи в суд. 343 дела переданы в судебные органы. 149 исков потребителей о возмещении ущерба заявлены в суд. В пользу потребителей вынесено 126 судебных решений.