Доработанную концепцию реконструкции острова "Новая Голландия" в Петербурге представят в комитет по охране памятников (КГИОП) к концу мая - началу июня. Об этом, как сообщает корреспондент ИА REGNUM, сегодня, 15 апреля, заявил в беседе с журналистами член совета по сохранению культурного наследия при правительстве Петербурга заместитель генерального директора НИИ "Спецпроектреставрация" Михаил Мильчик.

Он рассказал, что в конце апреля - начале мая проект будет готов для проведения экспертизы. После этого он будет сдан в КГИОП и представлен общественности. Михаил Мильчик не выразил особых претензий к проекту, однако отметил, что есть проблемы с транспортом: сообщение острова с городом не продумано. Он допустил, что для решения проблемы может быть построен мост через Адмиралтейский канал.

"Новая Голландия" - два рукотворных острова в центральной части Петербурга. Они возникли в результате того, что в 1719 между Невой и рекой Мойкой для нужд судостроителей были прорыты два канала - Крюков и Адмиралтейский. Авторство современного названия легенда приписывает самому Петру I. Оно было самым подходящим, поскольку первоначально "Голландией" в Петербурге называлось место около Адмиралтейства, где были устроены склады корабельного леса. После прорытия двух каналов склады были перенесены на образовавшиеся острова, которые являют собой единое целое и воспринимаются как один. Он и получил название "Новая Голландия".

Сохранившийся каменный комплекс острова возведен в 1765-1780 годах в формах раннего классицизма. В основу нового складского комплекса был положен проект С.И.Чевакинского. Он предложил новаторскую идею сушки леса не в штабелях, а стоймя. Таким образом, удалось увеличить вместимость помещений и избежать гниения дерева. Здания были построены из красного кирпича и лишены обычной для того времени штукатурной отделки. Когда в 1788-м было прекращено строительство по предыдущему проекту, к работам привлекли французского архитектора Ж.-Б.Валлен-Деламота. Отделку фасадов производили уже в соответствии с его проектом. Ему же принадлежит знаменитая классицистическая арка, переброшенная через канал, соединяющий внутренний бассейн ("Ковш") с Мойкой.

В 1820-е годы по проекту А.Е.Штауберта на западной стрелке острова было построено кольцеобразное в плане здание морской тюрьмы, которое автор называл арестантской башней, а в народе прозвали "бутылкой" (отсюда якобы пошло выражение "лезть в бутылку").

В 1893-м в Новой Голландии был построен "опытовый" бассейн, где в начале XX века проводил свои опыты русский кораблестроитель А.Н.Крылов, работавший над теорией непотопляемости корабля.

В годы Первой мировой в "Новой Голландии" оборудовали самую мощную на тот момент в России радиостанцию морского штаба, прославившуюся в том числе и тем, что с ее помощью в ноябре 1917-го большевики вели информационную войну с генералом П.И.Красновым. В советское время "Новая Голландия" была закрытой зоной, на ее территории располагались склады Ленинградской военно-морской базы.

На начало XXI века комплекс состоял из нескольких десятков объектов, 11 из них - памятники федерального значения.

Администрация Санкт-Петербурга, которой в 2004 были переданы права на остров, объявила тендер на его реконструкцию. В 2006-м в конкурсе на реконструкцию комплекса победило ООО "СТ "Новая Голландия" Шалвы Чигиринского и Игоря Кесаева. По их заказу архитектурное бюро Нормана Фостера разработало проект создания многофункционального комплекса, включающий театры, конференц-залы, галереи, гостиницу и рестораны. Однако проект не осуществился. В 2010 году конкурс на реконструкцию "Новой Голландии" выиграла компания Романа Абрамовича. Согласно условиям выигранного тендера за 7 лет компания должна вложить в реконструкцию 12 миллиардов рублей.

Весной 2011 года компания ООО "Новая Голландия Девелопмент", совместно с Фондом "Айрис" и The Architecture Foundation, объявила о начале конкурса архитектурных проектов для острова.