Власти Марий Эл в свете приближающихся - в сентябре 2014 года выборов в Госсовет республики и грядущих выборов главы региона - в 2015 году, могут пойти на компромисс с транспортниками. Такое мнение высказал корреспонденту ИА REGNUM руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации Михаил Нейжмаков, комментируя конфликт правительства Марий Эл и местного ООО "Пассажирские перевозки".

Напомним, что в Марий Эл почти месяц продолжается забастовка транспортников. Бастует ООО "Пассажирские перевозки" - не выходят на линию автобусы предприятия, перевозящие льготников. В ситуации, которая приближается к критической, правительство Марий Эл принимает решение о создании на базе предприятия двух новых компаний. Это уже пятая за последние шесть лет попытка трансформации системы общественного транспорта. Предыдущие оказались безуспешны.

Как говорит Нейжмаков, федеральный центр обычно реагирует на акции протестов именно индустриальных рабочих, с протестом других категорий работников чаще доверяя разбираться региональным и местным властям. Даже если бастующим транспортникам удастся привлечь на свою сторону часть пассажиров-льготников и провести новые акции протеста, конфликт, скорее всего, останется на локальном уровне, вмешательство в него Москвы будет добиться трудно. Однако конфликт властей и транспортников может затронуть пассажиров льготников, которые, в основном, и пользовались услугами ООО "Пассажирские перевозки". "Новосибирскому экс-губернатору Василию Юрченко (отправлен в отставку в марте 2014 года - прим. ИА REGNUM), при котором в конце 2010 года был ограничен льготный проезд, это решение припоминали еще долго и связывали с ним падение авторитета региональной власти, приведшее в итоге к победе оппозиции на выборах главы областного центра, - напоминает Михаил Нейжмаков. - Но, во-первых, даже в случае с Юрченко это была далеко не единственная причина оппозиционных настроений в регионе. А во-вторых, в Марий Эл ведь сами льготы пока не трогают. То есть, чтобы конфликт между республиканскими властями и трудовым коллективом привел к действительно масштабному недовольству, затрагивающему не только транспортников и их близких, региональным властям надо будет сильно запустить ситуацию".

С другой стороны, говорит эксперт, в сентябре 2014 года состоятся выборы Госсобрания Марий Эл и городского собрания Йошкар-Олы. "Последние впервые пройдут по смешанной системе, что несколько повышает шансы оппозиции на получение мандатов, а значит и активность оппозиционных политиков, - уточняет Михаил Нейжмаков. - Плюс ко всему, в январе 2015 года истекают полномочия главы региона Леонида Маркелова. То есть успешные для "партии власти" выборы в Госсобрание для него - возможность показать Кремлю, что он контролирует регион, а значит может пойти на четвертый срок. О таком намерении глава республики уже заявлял в декабре 2013 года. Несмотря на то, что Кремль обычно скептически настроен к губернаторам-"старожилам", шансы на продолжение карьеры главы республики у Маркелова неплохие. Очереди претендентов на его место не просматривается, регион в последнее время не отмечен скандалами федерального масштаба".

По мнению Нейжмакова, "уязвимость главы региона накануне окончания срока его полномочий и близость важных для него выборов будет подталкивать региональные власти применять не только "кнут" (а о жестком управленческом стиле Маркелова говорится часто), но и искусство компромисса. Поэтому отдельных уступок властей транспортникам все же нельзя исключать".