"Если зуб болит - надо рвать": радикальное решение транспортной проблемы в Марий Эл
Марий Эл, 14 апреля, 2014, 18:33 — ИА Регнум. В Марий Эл почти месяц продолжается забастовка транспортников. Бастует ООО "Пассажирские перевозки" - не выходят на линию автобусы предприятия, перевозящие льготников. В ситуации, которая приближается к критической, правительство Марий Эл принимает решение о создании на базе предприятия двух новых компаний. Это уже пятая за последние шесть лет попытка трансформации системы общественного транспорта. Предыдущие оказались безуспешны. В ситуации разбирался корреспондент ИА REGNUM.
История вопроса
В декабре 2013 года трудовой коллектив ООО "Пассажирские перевозки", отчаявшись договориться с местными властями, пишет письмо президенту РФ
С 1 сентября 2013 года коллектив предприятия был переведен во вновь образованное ООО "Пассажирские перевозки", учредителем которого стало госпредприятие Козьмодемьянское АТП.
"Но проблемы остались прежние, - говорится в письме. - Объем возмещения затрат на перевозку льготных категорий пассажиров за счет бюджетных средств в виде субсидий не покрывает расходов на перевозки региональных льготников. Средства на финансирование перевозок 110 тыс. человек федеральных льготников на предприятие не поступали с 2009 года".
При этом собственные доходы предприятия сокращаются из-за недобросовестной конкуренции частных перевозчиков - "за 5-10 минут до отправления наших автобусов они увозят всех платных пассажиров, оставляя нам льготников", - рассказал ИА REGNUM председатель профсоюзного комитета ООО "Пассажирские перевозки" Сергей Царегородцев. "По нашему мнению, нас как государственное автотранспортное предприятие общественного транспорта вытесняют с рынка пассажирских перевозок с молчаливого согласия руководства республики", - считают на предприятии.
В декабре транспортники сообщали, что ООО "Пассажирские перевозки" уже нарастило долги по налогам. Предприятие должно было получить из бюджета возмещение затрат на перевозку льготных категорий более 21,5 млн рублей за сентябрь - декабрь 2013 года. За три месяца получено чуть более 8 млн рублей. Зарплата снижается, квалифицированные кадры покидают предприятие. А бюджет Республики Марий Эл на 2014 год предусматривает сокращение расходов на транспорт еще на 28%, писали работники предприятия в декабре 2013 года.
Уже тогда коллектив предупреждал о том, что готов начать забастовку.
Однако забастовка началась только 17 марта. Долги по зарплате тогда составляли 6 млн рублей. Все автобусы предприятия - 143 единицы - прекратили выход на линии. Началась очередная стадия переговоров с региональными властями. Пока шли переговоры, в которых ни одна из сторон не шла на уступки, правительство договорилось с частниками о перевозке льготников. Подробности договоренностей не раскрываются.
Что делает правительство Марий Эл: "Если зуб болит, надо драть"
Как рассказал ИА REGNUM министр транспорта и дорожного хозяйства республики Марий Эл
"Сделано два предприятия, объявлен конкурсный отбор перевозчиков на право перевозки социальных категорий граждан, 16 апреля подведем итоги", - сказал министр. Первая организация, ориентированная на обслуживание за пределами Йошкар-Олы, будет частной (ранее она была госпредприятием, однако затем "сложно было найти руководителя и все плачевно закончилось, была процедура банкротства", - уточнил министр), учредителем второй станет ГУП "Козьмодемьянское АТП" - которое учреждало ликвидируемое ООО "Пассажирские перевозки". Называться эта компания будет так: ООО "Пассажирские перевозки город", а обслуживать будет городские маршруты. На пригороды уйдет бОльшая часть автобусного парка ликвидируемого предприятия, на город - около 40 автобусов.
По словам министра, полностью перевести коллектив предприятия в два других не удастся. "Слишком много работников - на 100 автобусов, которые на линии выезжают - 500 человек. Это много. Нельзя их прокормить, - признался Пашин. - Сейчас уже 29 миллионов кредиторка, куда дальше-то?"
На вопрос о выплате долгов по зарплате министр реагировал взволнованно: "рабочим мы закроем все долги, всю невыплаченную зарплату. Закроем, закроем, закроем все. Планируем на этой неделе".
Пашин уверен, что иного выхода, как создать два новых предприятия вместо одного - нет. "Если сейчас их возрождать, это на три месяца - и они опять банкротами будут, - говорит министр транспорта. - И опять будет то же самое. Вот если зуб болит - что делать? Драть надо, а то он в следующий раз заболит. Они не хотят понимать, что их много. Как их прокормить? Выручку не везут, а премию начисляют. Кто такую "надстройку" выдержит".
Что делают транспортники: "Мы провели митинг и собрали подписи"
Председатель профкома ООО "Пассажирские перевозки"Сергей Царегородцев рассказал ИА REGNUM, что переговоры с правительством республики пока ни к чему не приводят. Транспортников категорически не устраивает решение властей создать два новых предприятия, оставить часть коллектива без работы, а остальным, как опасается Царегородцев, начислять серые зарплаты. "Количество [работников, которых переведут в новые предприятия] в два раза меньше, чем сейчас трудится, и условия труда в новых организациях нас не устраивают, потому что мы знаем, как частники работают (серым налом и так далее), - сказал он. - Наши не согласились, сказали, что требуем сохранить предприятие единым, выплатить долги по зарплате, а долги до сих пор за февраль не погашены. Не выплатили ни копейки ".
Накануне, 13 апреля, транспортники провели на центральной площади Йошкар-Олы возле здания правительства митинг. "Собрали подписи по резолюции митинга - сохранить предприятие, выплатить долги. Подписей я насчитал 872, - уточнил Царегородцев. - От правительства республики никого не было, никто не выступал".
Дополнительные обстоятельства
Проблема ООО "Пассажирские перевозки" - не единственный околотранспортный конфликт в Марий Эл. В марте работники муниципального предприятия "Троллейбусные перевозки" написали открытое письмо главе республики
Так, в марте Марий Эл ослабила позиции в рейтинге социально-политической устойчивости регионов, составленном Фондом "Петербургская политика". Пока регион остается в группе субъектов со средней устойчивостью. По мнению руководителя Центра анализа международной политики Института глобализации Михаила Нейжмакова, нынешняя напряженная ситуация в республике может осложнить Леониду Маркелову выборы главы Марий Эл, которые должны состояться в 2015 году (полный текст комментария эксперта).
"Уязвимость главы региона накануне окончания срока его полномочий и близость важных для него выборов будет подталкивать региональные власти применять не только "кнут", но и искусство компромисса, - говорит эксперт. - Поэтому отдельных уступок властей транспортникам все же нельзя исключать".