Комплексная комиссия по проверке деятельности дирекции строящегося Крапивинского гидроузла - ДСКГУ завершила работу в поселке Зеленогорский Кемеровской области. Комиссия состояла из представителей Верхне-Обского бассейнового водохозяйственного управления (БВУ), Департамента государственного контроля Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР РФ) по Сибирскому федеральному округу и федеральное госудаственное учреждение (ФГУ) "Красноярское контрольно-ревизионное управление (КРУ)".

Как сообщил ИА REGNUM Как сообщил ИА REGNUM начальник отдела госводконтроля ДГК по Сибирскому федеральному округу В.Мочалов, в связи с высокой концентрацией промышленных комплексов в Кузбассе и весьма напряженной энергетической и водной ситуациями в начале 80-х годов прошлого века было принято решение о строительстве в среднем течении р. Томь Крапивинского водохранилища объемом 11,7км3 с гидроэлектростанцией мощностью 300 тыс.квт. при годовой производительности 1,9 млрд.квт.часов электроэнергии. Строительство гидроузла было начато в 1975 году. В 1989 году решением Совета министров СССР оно было приостановлено при 60% готовности объектов к пуску.

Остановка строительства была вызвана возникшими разногласиями по оценке влияния Крапивинского водохранилища на экологию Кузбасса. Решение по существу было неопределенным и принималось не по техническим и экологическим соображениям, а скорее по политическим, на волне демократических преобразований с подачи различных общественных организаций, без основательной проработки. Возникла весьма трудная социально-экономическая ситуация на территории с населением около 20 тыс. человек. К моменту приостановки строительства комплекс имел высокую степень готовности. До пуска первых энергетических агрегатов оставалось не более 2,5 лет.

Была создана необходимая инфраструктура: гравийно-сортировочный, бетонный заводы, дороги, склады, обслуживающие службы, объекты энергетики. Для гидростроителей построен поселок Зеленогорский. Из зоны затопления переселено более 3000 человек, причем некоторые села были переселены полностью, а к 1989 году были подготовлены к переселению еще 1400 человек. Начиная с 1992 года по настоящее время бюджетное финансирование на содержание ДСКГУ отсутствует. Решение о консервации объекта так и не было принято, поэтому объект числится как объект незавершенного строительства. Балансодержателем основных фондов и других материальных ценностей до настоящего времени остается ДСКГУ. При отсутствии финансирования и в целях сохранения основных фондов, гравийно-сортировочный и бетонный заводы, складской сектор и автотранспортное хозяйство передано во временную аренду различным организациям через Госкомимущество Кемеровской области на определенных условиях.

Комиссия пришла к выводу, что оставлять положение дел в современном вяло текущем состоянии нельзя. В соответствии с поручением Правительства РФ № ХВ-П-9-08302 от 07.06.02г. рассматривается вопрос о продолжении строительства Крапивинского гидроузла, доработке технического проекта и эколого-экономического обоснования продолжения строительства. На доработку проектных работ и предоставления на экологическую экспертизу по договору № 1981 от 01.07.2000г. с АО "Ленгидропроект" требуется 5,5 млн.руб. Часть выполненных проектных работ удалось профинансировать. При обосновании целесообразности сооружения комплекса гидротехнических сооружений и выборе его расположения учитываются традиционные для гидроузлов и водохранилищ подходы ( создание запасов пресной воды за счет регулирования стока, защиты от наводнений, выработка электроэнергии, улучшение условий судоходства, рекреационное значение водохранилища и другие), а также особое внимание уделяется значению объекта в системе водоохранных мероприятий в бассейне р. Томь.

По мнению членов комиссии, завершение строительства Крапивинского водохранилища с гидроузлом позволит: улучшить качество воды в р.Томь для городов Кемерово, Юрга и Томск даже в условиях сохранения существующей техногенной нагрузки; создать устойчивое водоснабжение населения, промышленности и сельского хозяйства Кемеровской и Томской областей в межсезонные периоды, особенно в маловодные годы, уменьшить объемы вторичного использования речной воды и долю безвозвратного отбора воды из р. Томь в критические для реки гидрологические периоды; защитить население, снабжаемое пресной водой из р. Томь, от пиковых загрязнений, возникающих при залповых сбросах вредных веществ в верхнем течении; предупредить в нижнем течении плоть до Томской области ущербы, наносимые населению, его гражданским и промышленным сооружениям в зонах речных пойм от наводнений при высоких паводках, вероятность которых повышается в связи с наблюдаемой деградацией лесов в горно-таежной части бассейна р.Томь; обеспечить выработку 1,9 млрд.квт.час/год экологически чистой электроэнергии ( 7,9% от общей выработки Кузбасса). Проектом предусмотрена техническая возможность увеличения мощности ГЭС до 2,5 млрд.квт.час/год за счет увеличения количества агрегатов; восстановить утраченное судоходное значение Томи и обеспечить возможность ее использования в качестве транспортной артерии для вывоза-ввоза угля, леса, продуктов большой химии и др.; создать на берегах водохранилища организованную зону рекреации для отдыха населения.

При проверке комиссия пришла к выводу, что сложившаяся ситуация в связи с приостановкой строительства Крапивинского гидроузла необходимо признать неудовлетворительной. Данное строительство являлось градообразующим и, вследствие его приостановки, наблюдается резкое ухудшение экономической и демографической ситуации в пос. Зеленогорский. Членами комиссии были выдвинуты предложения: как первоочередное мероприятие рекомендовать МПР России обеспечить финансирование сметы на содержание ДСКГУ; рекомендовать МПР России завершить финансирование доработки проекта "Современная оценка социально-экологического и экономического значения строительства Крапивинского гидроузла".