НАТО существенно усиливает военное присутствие в Прибалтике. С 1 мая патрулировать небо Латвии, Литвы и Эстонии будут двенадцать истребителей альянса, сообщило "Латвийское Радио-4 в передаче "Домская площадь".

Такое решение принято ради укрепления обороны восточных границ НАТО на фоне роста напряженности в отношениях Запада с Россией из-за украинского кризиса. Сегодня за миссию воздушной полиции отвечают США. Ранее они уже увеличили количество самолетов в регионе до десяти.

Прежде воздушное пространство Латвии, Литвы, Эстонии контролировали 4 истребителя F16. С 1 мая патрулирование неба Прибалтики переходит к Польше, имеющей четыре МИГ-29. Помогут военным ресурсом Великобритания и Дания: каждая предоставит еще по 4 самолета. Польские и британские самолеты будут базироваться в Литве, датские - в Эстонии. Официального подтверждения этой информации у Минобороны Латвии пока нет. Но парламентский секретарь ведомства Андрей Пантелеев подтвердил, что такие планы имеются.

"Курс на увеличение числа истребителей, патрулирующих воздушное пространство, есть. Пока неясно, где они будут располагаться: все ли в Литве или часть - также в Эстонии, точное число тоже пока неизвестно. Учитывая, как часто уже размещенным здесь истребителям приходится подниматься в воздух, чтобы контролировать пролет чужих самолетов близко к границам балтийских государств, такая мера вполне оправданна, и мы лишь приветствуем ее", - заявил Пантелеев. По его словам, истребители готовы реагировать на любые нарушения воздушного пространства прибалтийских республик. На прошлой неделе Литва сообщила, что в этом году самолетам НАТО приходилось примерно раз в неделю подниматься в воздух по тревоге в связи с приближением российских истребителей.

Однако исследователь Института внешней политики Латвии, полковник в отставке Раймонд Рублевскис и другие эксперты не считают, что один-два дополнительных самолета резко увеличат безопасность региона. "НАТО нужно было как-то реагировать на ситуацию, и повышение числа самолетов в Прибалтике - это просто такой политический ответ. Потому что патрулирование воздушного пространства - это все-таки не боевая, а скорее полицейская функция", - считает Рублевскис.

Подобного мнения придерживается и профессор Военной академии, экс-депутат Сейма Латвии от VL-ТБ/ДННЛ Карлис Креслиньш, сказавший, что увеличение числа самолетов еще не означает полной боевой готовности."Просто когда надо дежурить - надо меняться, не может человек быть в постоянной готовности, чтобы, как придет сигнал, ему нужно было взлетать. Если самолетов больше - одни могут и отдыхать спокойно, на рыбалку поехать, на шашлыки, другие находятся дома, в условной готовности, а третьи должны находиться близ самого аэродрома на случай необходимости", - сказал Креслиньш. По мнению эксперта, большее число самолетов позволит летчикам служить в нормальном режиме и качественнее выполнять поставленные перед ними задачи по патрулированию. Двух пар истребителей было для этого явно недостаточно.

Напомним, накануне министр обороны Литвы Юозас Олекас заявил: "Миссия воздушной полиции НАТО в странах Прибалтики - это не только гарант безопасности, но и прекрасный пример обязательства коллективной обороны. Во время кризиса на Украине, НАТО, стремясь увеличить свою видимость, приняло решение укрепить эту миссию дополнительными истребителями".

По словам министра, миссия воздушной полиции НАТО - это настоящий пример "умной обороны". "Страны Прибалтики участвуют в операциях НАТО, развивают свою армию, предоставляют все большую поддержку принимающей страны контингентам иностранных государств, прибывающих на миссию воздушной полиции", - сказал Олекас. С начала миссии воздушной полиции НАТО уже 14 союзников НАТО патрулировали воздушное пространство Прибалтики, чтобы обеспечить безопасность Литвы, Латвии и Эстонии.