Отношения между региональными властями Иракского Курдистана и центральным правительством в Багдаде вновь обострились. В эпицентре разногласий хорошо известная проблема распределения доходов от продажи нефти, добываемой на месторождениях северного Ирака. К концу прошлого года появились реальные предпосылки разрядить проблему созданием совместных механизмов контроля за денежными потоками от реализации "чёрного золота". Свои идеи и услуги предложила турецкая сторона, экономический интерес которой в улаживании нефтяного спора Багдада и Эрбиля бесспорен. Среди таких предложений значилось направление выплат за поставки нефти из Иракского Курдистана в государственный банк Турции с последующим отслеживанием руководством курдского региона и Багдадом динамики изменений банковского счёта. А также создание трёхстороннего комитета наблюдателей в составе представителей Багдада, Эрбиля и Анкары для мониторинга экспорта нефти из Ирака в Турцию. Но достичь взаимоприемлемых решений не удалось. Это стало особенно заметно с января 2014 года, за считанные месяцы до парламентских выборов в Ираке.

Правительство Нури аль-Малики придаёт предстоящим 30 апреля выборам в местное законодательное собрание повышенное значение. Ставки в игре вокруг воспроизводства во власти коалиционного блока "Государство закона", лидером которого продолжает пребывать нынешний премьер-министр Ирака аль-Малики, слишком высоки, чтобы последний мог допустить слабину в споре с курдами. С января этого года аль-Малики выступил с серией заявлений (интервью агентству Reuters, изданию Spiegel, курдскому телеканалу "NRT"), которые развеяли ожидания скорого разрешения нефтяного спора. Акцент в своём неприятии "завышенных требований" курдов в распределении доходов от нефти и, главное, в получении права на самостоятельное вступление во внешнеэкономические связи с соседними странами, аль-Малики сделал на необходимости сохранить единую иракскую государственность.

По сути, такого понятия, как "единый Ирак" нет даже не с 2003 года, когда американцы вторглись в пределы арабской страны, а намного раньше, ещё в бытность у власти Саддама Хуссейна. Попытки аль-Малики представить желаемое за действительное практически целиком и полностью обусловлены фактором приближающихся выборов в парламент, а также противостоянием с местной "суннитской фрондой". Контртеррористическая операция иракской армии в провинции Анбар продолжается с переменным успехом. Багдаду удалось локализовать экстремистскую активность группировок "Исламское государство Ирака и Леванта", "Джебхат ан-Нусра" на территории указанной провинции. Но успехи центрального правительства всё же носят тактический характер. Внутреннее недовольство кабинетом аль-Малики грозит перекинуться на другие регионы страны из так называемого "суннитского треугольника". Ситуация требует от властей решительных действий в пресечении сепаратистских устремлений внутренних сил, которым норовят оказать всемерную поддержку соседние государства.

В своих заявлениях аль-Малики также затронул экономический пласт разногласий с курдами вокруг распределения нефтедолларов. Глава правительства указал на дотационность ряда экономически отсталых регионов страны, поддержка местных бюджетов которых осуществляется за счёт поступлений от продажи нефти. По логике Багдада, доходы должны аккумулироваться в центральном бюджете и затем перераспределяться в порегиональном режиме, в соответствие с реальной ситуацией в каждой из провинций. Возникает вопрос. Почему курдов на севере Ирака должна заботить социально-экономическая ситуация, например, в иракских провинциях Наджаф и Дияла, куда идёт часть бюджетных дотаций из Багдада. Правительство аль-Малики настаивает на ограничении курдской квоты в доходах от нефти весьма скромными 17%. Остальные 83% Багдад намерен оставлять в государственной казне. Причём по очень удобной для себя схеме: все денежные потоки от реализации стратегического энергоресурса изначально поступают в центральный бюджет, на счета правительства, и только затем Иракский Курдистан перечислением получает квоту в 17%. Плюс ко всему Багдад отказывает Эрбилю в прямом выходе на заключение нефтяных контрактов с ближневосточными странами.

Ни для кого не секрет, что курды на севере Ирака уже достаточно длительное время направляют нефть в сторону Турции, в средиземноморский порт Джейхан без оглядки на Багдад. Это можно называть "государственной контрабандой" или нарушением субординации властей по вертикали "центр - регион", но суть происходящего от этого не меняется. Эрбиль готов ограничиться (пока!) квотой в 17%, но при условии официального признания со стороны правительства в Багдаде прерогативы властей автономного региона вступать в прямые внешнеэкономические связи с Турцией или другими потенциальными покупателями углеводорода. Для аль-Малики же смирение с реальностью означает неминуемый внутриполитический проигрыш. Такого аргумента в педалировании темы слабости центрального правительства перед лицом "завышенных требований" отдельно взятого региона страны (пусть и с большими автономными правами) иракская оппозиция не упустит.

Над аль-Малики довлеет не только внутренняя "суннитская фронда" и значительная внешняя неприязнь к нему со стороны аравийских монархий Персидского залива. В рядах правящего блока "Государство закона" консолидация сил перед парламентскими выборами 30 апреля заметна. Но и здесь возможны варианты, что называется, при первом же сигнале о неустойчивости позиций аль-Малики у руля власти. Как отмечают арабские источники, часть местных функционеров, ранее занимавших в правительстве шиитского большинства видные посты, намерена сыграть в свою игру на парламентских выборах. И одним из ключевых элементов в этой игре может стать острая критика действующего правительства. В том числе, с выдвижением прямых обвинений в неспособности удержать Ирак в целостном виде. Так, в важных для действующего правительства избирательных округах Багдад, Басра, Васит, Дияла выдвигаются кандидаты в парламентарии, которые ранее были близки нынешнему премьеру. Но ныне степень их лояльности вызывает большие сомнения.

Уловив нарастание разброда и шатаний в рядах шиитского большинства политических сил страны, курды также повысили планку своих притязаний. Их лидер Масуд Барзани 5 апреля выступил с не менее смелыми заявлениями, чем на это ранее решился аль-Малики. Угрозу последнего закрыть для Эрбиля поступление 17-процентной квоты от нефтяных доходов Масуд Барзани приравнял к химической бомбардировке курдской Халабджи в саддамовские времена. Более конфронтационного аргумента трудно придумать. Если стороны решили перейти на такой уровень политической пикировки, то ничего хорошего это для будущего "единого Ирака" не предвещает. Кстати, информационный ресурс, которому Масуд Барзани дал интервью 5 апреля, как можно понять, был выбран не случайно. Президента Иракского Курдистана интервьюировала панарабская просаудовская газета "Al-Hayat", штаб-квартира которой расположена в Лондоне. А какие отношения у аль-Малики с аравийскими монархиями нет надобности напоминать.

За несколько недель до выборов 30 апреля многие связывают надежды с примирительной миссией американцев, которую те взялись исполнить в отношениях между Багдадом и Эрбилем. На это в указанном выше интервью обратил внимание Масуд Барзани. Сложно сказать, насколько при этом искренне руководство Иракского Курдистана. Реальное примирение с Багдадом им не нужно. Зачем о чём-то договариваться с правительством аль-Малики, если даже в его рядах зреют брожения? В посреднических услугах США курды могут быть заинтересованы сугубо по внешнеполитическим соображениям, лишний раз подчёркивающим их особый статус в рамках "единого Ирака". Дополнительную мотивацию не вступать в примиренческие схемы с Багдадом курды черпают, как ни странно, из их прогрессирующих отношений с Турцией. Последние месяцы вобрали в себя такой объём двусторонних контактов между Эрбилем и Анкарой на высоком политическом уровне, привели к такой результативности в виде заключённых соглашений, что курдам ныне не резон снижать поднятую планку своих претензий на самостоятельность во внешних делах.

США отвлечены на другие, более приоритетные для них ближневосточные проблемы. Почва уходит из-под ног американской дипломатии на нынешнем этапе реанимации палестино-израильского диалога. Что там говорить про попытки примирить Эрбиль и Багдад?! Но есть другой крупный внешний игрок, готовый примерить на себе роль медиатора. Конечно, с выдвижением на передний край собственных интересов. С недавних пор появились версии о формировании альянса Анкары и Эрбиля. При первом ознакомлении данный альянс может показаться нежизнеспособным. Более глубокий взгляд указывает, что на самом деле ни Анкара, ни Эрбиль не заинтересованы во взятии на себя далеко идущих обязательств. Они действуют исключительно исходя из текущей ситуации, если и идут на некие альянсы, то сугубо в ситуативном режиме. Подобной ситуативностью отмечен обоюдный интерес Турции и Иракского Курдистана, к примеру, в таких вопросах, как ситуация в населённых курдами районах Сирии, процесс нейтрализации боевой активности Рабочей партии Курдистана на турецком юго-востоке. Анкара пошла на сближение с Эрбилем не в последнюю очередь из-за надвигающихся президентских выборов в Турции, с которыми правящая Партия справедливости и развития (ПСР) связывает большие планы. Выборы главы Турецкой республики в августе 2014 года пройдут на принципах прямого избирательного права. Президента Турции будут выбирать непосредственно граждане страны, а не как прежде парламент. В этих условиях бессменный лидер ПСР, действующий премьер-министр Реджеп Эрдоган желает заручиться поддержкой абсолютного большинства турецких избирателей, укрепить свой успех по результатам выборов в местные органы власти от 30 марта. В этом ему может помочь руководство Иракского Курдистана. На прошлых парламентских выборах 2011 года в юго-восточных провинциях Турции ПСР показала уверенный результат. В отдельных курднонаселённых регионах партия Эрдогана набрала даже больше голосов, чем местная прокурдская Партия мира и демократии. С ПСР и лично Эрдоганом значительная часть турецких курдов связывает надежды на демократические реформы. В свою очередь, команда Эрдогана всячески подпитывает эти ожидания, играет на том факторе, что ни одна другая системная политическая сила Турции никогда не пойдёт так далеко в вопросе прав курдов, как это сделает ПСР.

Таким образом, в треугольнике Турция - Курдистан - Ирак складывается парадоксальная ситуация. Будучи де-юре частью "единого Ирака", региональное правительство в Эрбиле чем дальше, тем больше становится дружелюбнее в отношении соседней Турции, демонстрируя при этом совсем иные реакции к вышестоящим органам в Багдаде. К последним у курдов ярко выраженное пренебрежение, стремительно приобретающее форму враждебности по мере раскручивания спирали противостояния в нефтяном споре. "Пружина" разногласий между Эрбилем и Багдадом всё больше сжимается...

Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM