Подмосковные и европейские ученые обсудили вопросы экологичности гражданских самолетов
Московская область, 10 апреля, 2014, 17:56 — ИА Регнум. Специалисты Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) из подмосковного Жуковского посетили Брюссель, приняв участие в заседании рабочей группы
В заседании рабочей группы Россия-ЕС российскую сторону представляли Министерство промышленности и торговли РФ, ЦАГИ (как национальная контактная точка "Аэронавтика"), ЦИАМ, ГосНИИАС. В ходе этого мероприятия обсуждались тематики будущих проектов в рамках Третьего скоординированного конкурса Россия-ЕС по аэронавтике. В частности, это активные и пассивные методы снижения уровня шума пассажирских самолетов и вертолетов, активные методы уменьшения вредных выбросов авиационных двигателей и увеличения запаса устойчивости, методы изготовления конструкций и компонентов летательных аппаратов с использованием высокопрочных сплавов, снижение сопротивления летательных аппаратов с помощью оптимальной интеграции двигателя и использования активных методов управления потоком, "умные" конструкции и адаптивные технологии для управления потоком, нагрузками и вибрацией. На данный момент тематики проектов согласованы рабочей группой и проходят процедуру дальнейшего утверждения в Министерстве промышленности и торговли РФ и
Серьезным шагом к расширению сотрудничества ЦАГИ с европейскими организациями в рамках программы Clean Sky стало участие в конференции "Greener aviation", которая включала в себя пленарные заседания, тематические секции и круглые столы. Российские специалисты представили на мероприятии результаты исследований по актуальным темам.
На пленарном заседании, посвященном обзору национальных программ в области авиации, исполнительный директор ЦАГИ
Секции конференции охватили обширный круг таких вопросов, как инновационная архитектура летательных аппаратов, двигатели, экологическое проектирование, уменьшение веса, снижение уровня шума, управление энергией на борту самолета, "зеленые" и безопасные полеты, инновации (отдельные технические решения). Специалисты ЦАГИ представили доклады, посвященные способам снижения аэродинамического шума (одна из ключевых задач для программы Clean Sky), исследованиям про-композитных несущих конструкций для агрегатов самолетов, аэродинамическим исследованиям силовых установок для интегральных схем дозвуковых самолетов. Выступления отечественных ученых стали благодатной почвой для обсуждения возможностей совместных проектов в ближайшей перспективе.
В ходе проведения круглых столов участники обменялись мнениями по актуальным и сложным вопросам авиационной отрасли. В частности, в рамках круглого стола "Металлы или композиты" речь шла об одной из наиболее критических проблем программы Clean Sky - снижении веса конструкций перспективных гражданских самолетов на 20% для обеспечения запланированного уровня экологичности (поскольку традиционная композитная конструкция нового поколения гражданских самолетов не обладает необходимой весовой эффективностью). Участники обсуждали плюсы и минусы использования композитов в авиастроении в сравнении с металлами, при этом эксперты рассматривали альтернативные пути улучшения металлических и композитных конструкций. Не менее оживленную дискуссию вызвала тема круглого стола, связанная с эксплуатацией двигателей с открытым ротором (это одно из направлений разработок в рамках программы Clean Sky), которые, при известных достоинствах, имеют существенные ограничения.
Clean Sky ("Чистое небо") - одна из наиболее масштабных программ авиационных исследований в Европе, целью которой является повышение экологических характеристик воздушного транспорта. Сроки реализации проекта - 2008-2017 гг. Основные цели программы, которые планируется достичь к 2020 году: сокращение выбросов углекислого газа на 50%, оксида азота - на 80%, уровня шума - на 50%. Результатами программы Clean Sky должны стать шесть демонстраторов различных типов летательных аппаратов, оснащенных технологиями, существенно улучшающими их характеристики.