С 2014 года Уполномоченный по правам человека Оренбургской области будет участвовать при рассмотрении судами жалоб на повторные отказы в возбуждении уголовных дел полицией и СК РФ. Об этом на встрече с журналистами сообщила начальник информационно-аналитического отдела аппарата омбудсмена Татьяна Кукишева, передает 10 апреля корреспондент ИА REGNUM.

В аппарате Уполномоченный по правам человека региона отметили, что жалобы по поводу отказов в возбуждении уголовных дел начали поступать к Уполномоченному практически с первых дней работы и их количество ежегодно увеличивается. Так, за пять месяцев 2011 года поступили 24 таких обращения, за 2012 - 62, в 2013 - 70 жалоб. Люди обращаются уже после неоднократного хождения в правоохранительные органы и неоднократных случаев отмены постановлений об отказе.

Примечательно, что еще в докладе за 2012 год в рекомендациях УМВД омбудсмен предлагал рассмотреть вопрос о возможности введения в системе органов внутренних дел отдельного учета количества отмененных решений об отказе в возбуждении уголовного дела по одному и тому же материалу с тем, чтобы реально оценивать способность сотрудников эффективно выполнять свои обязанности при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. Однако пока понимания не найдено, хотя для всех очевидно, насколько серьезно ущемляются права граждан таким бездействием отдельных должностных лиц, когда люди годами ходят в поисках справедливости и лишены доступа к правосудию.

"Уполномоченный и его аппарат готовы участвовать в судах при рассмотрении жалоб о многократных отказах в возбуждении уголовных дел, более того, при обращениях граждан по наиболее значимым вопросам в этой сфере намерены помогать им в подготовке заявлений в суды и поддерживать их там", - завили в аппарате омбудсмена области.

Добавим, что 10 апреля на сайте Уполномоченный по правам человека Оренбургской области опубликован ежегодный доклад "О соблюдении прав человека в Оренбургской области и деятельности Уполномоченного по правам человека в Оренбургской области в 2013 году". 16 апреля документ будет рассмотрен на заседании Законодательного Собрания региона.

По словам Татьяны Кукишевой, красной нитью в докладе проходит тема профессиональной пригодности сотрудников правоохранительных органов.

"Назрела острая необходимость в коренном улучшении эффективности деятельности правоохранительных органов, и на первом месте должна стоять задача кадрового обеспечения. Формирование кадрового состава силовых структур должно основываться на отборе граждан, пригодных по индивидуально-психологическим, нравственным и физическим качествам к несению службы, сопряженной с риском для жизни. Просчитать и определить предрасположенность к профессиональной деятельности с учетом развития профессиональной деформации - вот основная задача специалистов, участвующих в определении профессиональной пригодности кандидатов", - говорится в докладе омбудсмена.

В документе понимается и проблема использования незаконных методов допроса для получения показаний: "Применение к задержанным физического насилия для получения признательных показаний в совершении преступлений - давний способ раскрытия преступлений и, к сожалению, пока неискоренимый в правоохранительной системе. Создается такое впечатление, что вновь пришедшие на службу сотрудники сразу же "заражаются" этим "хроническим заболеванием" системы. По отношению к людям, как к объектам своей служебной деятельности, уже на первых годах службы формируется предвзятое отношение, профессиональный стереотип: любой гражданин - это потенциальный преступник".

Одновременно в документе подчеркивается, что нельзя забывать: сообщения граждан о том, что из них "выбили" показания о совершенном преступлении, бывают и ложными. Такой способ используется для того, чтобы избежать ответственности. Поэтому каждый такой сигнал требует качественной, всесторонней, профессиональной проверки.

По данным Оренбургского отделения Комитета против пыток, в настоящий момент правозащитная организация имеет в производстве 36 дел, работа по которым была начата в разные периоды времени. Также в 2013 году сотрудниками отделения проводилась проверка по факту смерти трех оренбуржцев в различных подразделениях полиции. Информацию в каждом случае Комитет против пыток получал от представителей СМИ, однако по результатам опросов родственников умерших, проведенных правозащитниками, сведения о насильственном характере не подтвердились.

И.о. руководителя Оренбургского отделения Комитета против пыток Тимура Рахматулин в разговоре с корреспондентом ИА REGNUM отметил, что поток жалоб граждан на избиения со стороны правоохранителей вырос, и правозащитники едва справляются с рассмотрением таких жалоб. Примечательно, что число жалоб на полицейских снизилось, а в отношении сотрудников наркоконтроля и УФСИН наблюдается рост.

"Тенденция роста количества жалоб радует. Это значит, что граждане понимают, что нельзя замалчивать факты насилия и незаконных методов допроса. Тем не менее эффективность расследования фактов пыток - низкая. Менее 10% таких случаев завершаются возбуждением уголовных дел, но и в этом случае зачастую процесс расследования затягивается".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, 7 апреля юристы межрегиональной общественной организации "Комитет против пыток" подали сразу четыре жалобы жителей Оренбургской области в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Юристы Комитета считают главной причиной, побудившей их заявителей обратиться к европейским механизмам правовой защиты, - фактический саботаж в работе следователей Следственного комитета.

По информации правозащитников, шесть оренбуржцев, разных по своему возрасту, социальному статусу и виду их деятельности, в разное время и при разных обстоятельствах подвергались насилию со стороны представителей правоохранительных органов. Однако во всех этих делах есть и схожие обстоятельства. Проверка по каждому из заявлений о преступлении вместо предусмотренных законом нескольких дней растянулась на годы, по каждому из материалов проверки неоднократно принимались незаконные отказы в возбуждении уголовного дела, которые впоследствии отменялись. Из всех заявлений лишь по одному, спустя пять лет, возбудили уголовное дело.