Грядущие поправки в Федеральный закон 131-ФЗ могут в корне изменить ситуацию в городах, где мэры выбраны всенародным голосованием, но по тем или иным причинам не устраивают вышестоящую власть.

Как пояснил ИА REGNUM руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации Михаил Нейжмаков, в случае принятия поправок в 131-ФЗ для придания городу нового статуса, позволяющего обойтись без прямых выборов мэра, понадобится лишь закон субъекта федерации. Весьма обтекаемая формулировка законопроекта предполагает, что такой правовой акт может быть принят "с учетом мнения населения соответствующего городского округа". Для сравнения, говорит эксперт, преобразование городского поселения в сельское и наоборот, в соответствии с данным законопроектом, будет возможно при соблюдении куда более конкретного условия - "с согласия населения соответствующего поселения, выраженного путем голосования".

Комментируя в связи с этим перспективы нынешнего мэра Новосибирска, коммуниста Анатолия Локтя, избранного 6 апреля, Нейжмаков сказал: "учитывая, что в Заксобрании Новосибирской области 50 из 76 депутатов являются сторонниками "Единой России", принятие соответствующего областного закона не представляло бы трудностей".

Напомним, что Локоть обошел кандидата от власти, единороса Владимира Знаткова всего на четыре процента. Тот факт, что третий по величине российский город возглавил не представитель партии власти, продолжает обсуждаться экспертами и блогерами.

Нейжмаков, однако, считает, что взаимоотношения нового мэра и областной власти вполне приемлемые для совместной работы.

КПРФ издавна была высокая поддержка в Новосибирской области. - напоминает эксперт. - Еще в 1996 году Геннадий Зюганов по этому региону опередил Бориса Ельцина в обоих турах президентских выборов, в 2000 году - лишь очень незначительно отстал от Владимира Путина, в 2011 году Компартия в Новосибирске обошла "Единую Россию" на парламентских выборах. И, несмотря на это, к выборам главы региона и областного центра руководители коммунистов подходили с особой осторожностью. Например, на губернаторских выборах 2003 года известный "красный бизнесмен" Михаил Титов выдвинул свою кандидатуру вопреки решению президиума ЦК КПРФ, на выборах мэра Новосибирска в 2004 году партия поддержала тогдашнего главу города Владимира Городецкого, на выборах главы города в 2009 году не выдвигались функционеры этой партии. Накануне нынешних выборов мэра города Анатолий Локоть вполне уважительно отзывался о бывшем главе Новосибирска, а ныне врио главы региона Владимире Городецком. Локоть подчеркивал, что Городецкого "заставили уйти в отставку" с поста мэра, ранее отмечал, что в городе "самой влиятельной фигурой продолжает оставаться непосредственно сам Городецкий, у него за плечами годы работы в качестве мэра, степень его известности крайне высока". То есть с Владимиром Городецким и экс-губернатором, а ныне полпредом в Сибирского федерального округа Виктором Толоконским местные коммунисты обычно предпочитали вести диалог, а не конфликтовать. При этом, судьба мэров, избранных при поддержке КПРФ в разных концах страны часто складывается не самым удачным образом. Чтобы далеко не ходить за примером, можно вспомнить главу Бердска Илью Потапова, ныне находящегося под судом".

В этих условиях, уверен Нейжмаков, если представитель "весьма осторожного руководства областных коммунистов" выдвигается на пост мэра, очень вероятно, что он получил некие гарантии. Гарантии могли быть получены и на федеральном уровне. "Показательно, - отмечает Нейжмаков, - что Владимир Путин на встрече с Городецким прямо призвал его выстраивать с новым новосибирским мэром "и личные, и деловые отношения, с тем, чтобы совместно работать на благо жителей". Об избрании мэром Екатеринбурга Евгения Ройзмана президент отзывался куда прохладнее. Сам Анатолий Локоть публично упоминал о встрече Геннадия Зюганова с Вячеславом Володиным, где также обсуждалось взаимодействие новых властей города и региона. Наконец, Виктор Толоконский подчеркнул, что конфликты между новой муниципальной и региональной властью исключены".

Таким образом, говорит эксперт, в ближайшее время, даже в случае принятия поправок к законодательству о местном самоуправлении на федеральном уровне, "жесткой перекройки системы городской власти ради отстранения нового мэра все же не будет". Скорее, уверен Нейжмаков, "новые нормы станут для областных властей "тузом в рукаве". Дополнительным инструментом, о возможности применения которого они смогут напомнить новым властям города, если те не будут соблюдать договоренностей".

Он также не исключил, что позиции новых городских властей могут стать более шаткими в случае смены полпреда в СФО. "Но и в этом случае вполне благожелательная реакция Кремля на итоги нынешних выборов дает новому мэру карт-бланщ на стабильную работу хотя бы в ближайшем будущем", - уточнил Нейжмаков.