Сегодня - 7 апреля - юристы межрегиональной общественной организации "Комитет против пыток" подали сразу четыре жалобы жителей Оренбургской области в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Как заявили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Комитета против пыток, несмотря на разные события, произошедшие с оренбуржцами, которые обращались в разное время за юридической помощью к правозащитникам, всех их объединяет одно - в течение длительного времени они так и не смогли добиться справедливости и восстановить свои нарушенные права на национальном уровне. Юристы Комитета считают главной причиной, побудившей их заявителей обратиться к европейским механизмам правовой защиты, - фактический саботаж в работе следователей Следственного комитета.

По информации правозащитников, шесть оренбуржцев, разных по своему возрасту, социальному статусу и виду их деятельности, в разное время и при разных обстоятельствах подвергались насилию со стороны представителей правоохранительных органов. Однако во всех этих делах есть и схожие обстоятельства. Проверка по каждому из заявлений о преступлении вместо предусмотренных законом нескольких дней растянулась на годы, по каждому из материалов проверки неоднократно принимались незаконные отказы в возбуждении уголовного дела, которые впоследствии отменялись. Из всех заявлений лишь по одному, спустя пять лет, возбудили уголовное дело.

Так, к примеру, Александр Ждан до встречи с блюстителями закона был успешным бизнесменом и даже в страшном сне не мог себе представить, что с ним произойдет. 22 января 2009 года он, будучи свидетелем по уголовному делу, был задержан сотрудниками милиции, доставлен в отдел и подвергнут пыткам электрическим током. От задержанного требовали сознаться в угоне автомобиля. В результате истязаний у мужчины случился инсульт, впоследствии ему присуждена инвалидность второй группы пожизненно (бессрочно). Уголовное дело по заявлению оренбуржца возбуждено только 19 марта 2014 года - спустя пять лет.

В сентябре 2011 года Тимуру Жумагазееву пришлось давать показания под давлением со стороны правоохранительных органов. По словам парня, его похитили на улице неизвестные мужчины, позже оказавшиеся сотрудниками милиции, и доставили в отдел. Там Тимура жестоко избивали, душили пакетом опять же с целью выбить из него признание в совершении кражи телефона. "Жумагазеев зафиксировал телесные повреждения, опознал двух из четырех своих мучителей, однако уголовное дело до сих пор так и не возбуждено, а сотрудники следственных органов считают, что нет состава преступления", - подчеркнули правозащитники и добавили, что те же методы работы правоохранителей испытал на себя и Юрий Зонтов.

Он обратился за юридической помощью к правозащитникам в 2011 году. 27 августа его доставили в УМВД по Оренбургу, где избивали, наносили удары резиновой дубинкой по ступням ног, душили целлофановым пакетом до потери сознания, заставляя признаться в совершении кражи золотой цепочки и телефона. Факт получения телесных повреждений зафиксирован медицинскими документами, также Юрий смог опознать людей, пытавших его. Но и в этом случае уголовное дело так и не было возбуждено.

Вечером 25 августа 2008 года трое друзей Максим Ниматов, Вячеслав Садовский и Антон Ферапонтов задержаны сотрудниками милиции и доставлены в здание Дзержинского РОВД г. Оренбурга, где над ребятами, как отметили в пресс-службе Комитета против пыток, всю ночь изощренно издевались, заставляя признаться в совершении преступления, а потом без предъявления каких-либо обвинений ребят отпустили. Несмотря на наличие травм, подтвержденных медицинскими документами и многочисленными показаниями свидетелей, видевших мужчин без каких-либо телесных повреждений в момент их задержания, и показаниями свидетелей, видевших, как ребят выводили избитыми и окровавленными из здания Дзержинского РОВД, следственные органы так и не провели эффективную проверку по указанным фактам.

В настоящий момент правозащитники констатируют, что расследование, или, так называемая, доследственная проверка по указанным заявлениям в течение нескольких лет по сути не велась: нарушены многие критерии эффективного расследования, выработанные практикой Европейского Суда по правам человека, а именно: быстрота, тщательность, объективность и независимость. В связи с тем, что на национальном уровне были исчерпаны все возможные эффективные средства правовой защиты, юристы Комитета против пыток были вынуждены обратиться с жалобами в Страсбургский суд.

"Несомненно, практика обращения в Европейский суд имеет крайне нежелательные последствия для России, поскольку из-за нерадивых следователей, не сумевших или не пожелавших эффективно работать по заявлениям граждан о насилии со стороны правоохранителей, подрывается как авторитет государства в целом, так и репутация отдельных национальных ведомств. Я уже не говорю о том, что расплачиваться за халатность следователей придется весьма значительными суммами из государственной казны за счет средств добросовестных налогоплательщиков", - подчеркивает юрист оренбургского отделения Комитета против пыток Тимур Рахматулин.

Добавим, что в Оренбурге 9 апреля обсудят ситуацию, которая сложилась в регионе, с проведением официальных расследований по заявлениям граждан о насилии со стороны правоохранителей и в связи с которой сразу шесть оренбуржцев вынуждены обратиться в Европейский суд. На мероприятие приглашены региональный омбудсмен, представители МВД, прокуратуры и Следственного комитета, которые смогут высказать и свою точку зрения. Свое мнение выразит и член президиума Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель МРОО "Комитет против пыток" Игорь Каляпин.