Афганистан перед выборами: Иран поддержит соседа

Москва, 4 Апреля 2014, 14:58 — REGNUM  На политической карте Ближнего и Среднего Востока трудно найти две такие похожие и одновременно очень разные страны. Иран и Афганистан объединяет история борьбы за независимость, противостояние засилью внешних сил, этноконфессиональная мозаичность их народов. Две страны разделили судьбу региона, в избытке испытавшего на себе внимание глобальных сил. Итогом этому стали многочисленные войны, межгосударственные конфликты и внутренние политические столкновения. Первое, самое очевидное различие между Ираном и Афганистаном - способность к самостоятельному преодолению внутренних проблем, без прибегания к "помощи" других государств, которые всегда преследуют собственные интересы. Иранский народ показал пример внутренней мобилизации общества, консолидации всех здоровых политических сил в кризисные периоды испытания государственности на прочность. В отличие от соседнего Афганистана, Иран никогда не был так называемым "несостоявшимся государством". Но в этом и заключается особая миссия Ирана, что он всегда готов протянуть руку помощи испытывающему большие трудности в построении собственной государственности народу.

У Ирана есть стратегия на афганском направлении

К нынешнему этапу двусторонних отношений Иран и Афганистан подошли в разных "весовых категориях". Иран выступает мощной региональной державой, обладающей одной из самых боеспособных армий в регионе и большим потенциалом выйти из полосы экономических затруднений. У Ирана значительный нефтегазовый запас прочности, настрой на освоение высоких технологий в энергетике, промышленности, других сферах экономики. А главное, внутреннее общественно-политическое единение вокруг цели стратегического рывка страны в ряды крупнейших экономик и прочнейших политических режимов мира. На этом фоне Афганистан явно в роли отстающей страны. Власть местного правительства фактически сведена к Кабулу и его пригородам. Контролировать всю территорию страны без внешней помощи центральное правительство не в состоянии. Амбициозные программы подготовки многочисленной (по меркам Афганистана) национальной армии, сил правопорядка при поддержке США и других стран НАТО поставлены под вопрос. До сих пор, перед президентскими выборами и выборами в советы провинций Афганистана не решены принципиальные вопросы его будущего.

Соглашение о безопасности между США и Афганистаном не подписано. Более того, его перспективы с каждым днём кажутся всё более призрачными. Уходящий президент Афганистана Хамид Карзай выдвинул перед американцами ряд условий до того, как он поставит свою подпись под соглашением. В ответ американцы затянули паузу настолько, чтобы дождаться преемника Хамида Карзая на посту главы "кабульской администрации" и уже с ним вступать в обязывающие договорённости. На кону вопрос продолжения пребывания американских войск на афганской территории после 2014 года.

У Ирана в этом вопросе своя особая позиция. Её суть можно свести к очень простой формуле. Ни один военнослужащий иностранной державы не должен остаться в Афганистане. Но и оставлять афганский народ один на один с его проблемами также неприемлемо. Иран готов оказать соседней стране комплексную политическую и экономическую помощь. Это не пустые слова, а конкретная политика Ирана. Можно сказать больше - в отличие от многих внешних сил (и США в том числе) у Ирана есть своя стратегия на афганском направлении. Причём, как можно понять из предшествовавших лет продвижения Тегераном своих отношений с Кабулом, данная стратегия претендует на долгосрочность. В Иране создана отдельная межведомственная структура для определения целей и решения задач на афганском внешнеполитическом направлении. В неё входят представители высшего руководства, правительства, силовых и дипломатических служб.

Главная задача Ирана в отношении Афганистана состоит в содействии его государственному строительству, установлению эффективной власти с потенциалом к самостоятельной борьбе с внутренними угрозами и вызовами. Борьба с наркоторговлей, нейтрализация террористической активности имеют ярко выраженный характер многостороннего сотрудничества. В одиночку справиться с этими проблемами не могут даже на порядок превосходящие Афганистан в своих возможностях другие государства. В том числе в Европе и Северной Америке.

Иран особенно заинтересован в пресечении наркотрафика с афганской территории. Для этих целей Тегеран готов выделять крупные финансовые средства, оказывать афганскому правительству и провинциальным властям поддержку иного характера. Например, по линии сотрудничества спецслужб, задействованных в борьбе с производством и транспортировкой наркотиков. В сложные времена действия санкций Запада иранские власти находят возможность выделять ежегодно около $50 млн. на борьбу с афганской наркоторговлей. Более $700 млн. вложено иранской стороной в укрепление границы с Афганистаном для пресечения потока наркотиков.

В основу двусторонних связей с Афганистаном, безотносительно к тому, кто придёт на смену Хамиду Карзаю, заложена политическая база соглашений. В декабре 2013 года, в ходе визита президента Афганистана в Тегеран стороны заключили всеобъемлющее соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности, в политической, экономической, социальной и культурной областях.

Гуманитарный уклон экономической помощи Ирана афганскому народу

В сфере экономики Иран все последние годы выступает одним из наиболее последовательных внешних партнёров афганского правительства. Что важно подчеркнуть, вклад иранской стороны в подъём афганской экономики из руин охватывает реализацию совместных проектов. В них отчётливо представлена социальная направленность иранского экономического присутствия в Афганистане. Ирану принадлежит ключевая роль в обеспечении своего восточного соседа продовольствием, энергоносителями, другими товарами первой необходимости. По оценкам, порядка 15% поставляемой в Афганистан нефти имеет иранское происхождение. И это несмотря на все чинимые натовцами препятствия в поставках иранского "чёрного золота" и нефтепродуктов в Афганистан.

Ежегодный товарооборот Ирана и Афганистана превышает $2 млрд., что выглядит весьма внушительно на фоне длительной политики Запада по противодействию экономическому сближению двух соседних стран. С 2002 года иранское правительство реализует программы восстановления энергетической, сельскохозяйственной, транспортной, коммунальной инфраструктуры Афганистана. Значительная часть предоставляемой Ираном Афганистану помощи носит безвозмездный и гуманитарный характер. Заключены двусторонние соглашения по важнейшим для жизни простых афганцев вопросам восстановления и строительства новых систем ирригации и водопроводов. Особое внимание в ирано-афганском экономическом сотрудничестве уделяется электроэнергетике, прокладке наземных коммуникаций. При содействии Ирана между провинциальными центрами Афганистана были построены автомобильные дороги Герат - Исламкала и Герат - Меймене. В 2005 году был дан старт эксплуатации шоссейной дороги Догарун - Герат, которая соединила иранский остан Хорасан - Разави с афганской западной провинцией Герат. Усилия Ирана в сфере создания (практически с нуля) системы железнодорожного сообщения в афганской провинции Герат особо важны для местных властей. Они с ещё большей очевидностью демонстрируют стратегический характер роли Ирана в восстановлении из руин афганской экономики.

По данным на лето 2013 года, в Афганистане действует более 500 иранских частных и государственных компаний. Деловые круги двух стран строят планы по увеличению объёмов сотрудничества, углублению экономической кооперации с выходом на полную мощность работы иранского порта Чабахар на берегу Оманского залива.

Иран противостоит терроризму из региона АфПак

Проблемы не обошли стороной ирано-афганские отношения. Бóльшая их часть сосредоточена в сфере безопасности и определяется слабостью афганской государственности, неспособностью властей в Кабуле обеспечить эффективный контроль над всей территорией страны. Движение "Талибан", действующее и с территории Пакистана, другие группировки с радикальными политическими установками в Афганистане создают трансграничные угрозы. В последние месяцы эксперты живо обсуждают надвигающуюся на Центральную Азию, бывшие советские республики региона угрозу в лице "экстремистского интернационала". К делу нейтрализации угроз и вызовов с афганского направления после 2014 года подключены консультационные механизмы, например, в рамках ОДКБ. Но Иран уже продолжительное время фактически в одиночку противостоит террористам с афганской и пакистанской "прописками", норовящим просочиться на его территорию из региона Афганистан - Пакистан (АфПак). Осенью прошлого года на ирано-пакистанской границе в ходе столкновений с боевиками погибли военнослужащие Ирана. Последние проводили очередную операцию против вооружённых групп наркоторговцев.

Казалось бы, иранское руководство после серии пограничных инцидентов должно вести себя максимально жёстко к исходящим с территории Афганистана и Пакистана угрозам. Если последние не могут пресечь проникновение террористов в приграничные провинции Ирана, сопровождающиеся гибелью иранских пограничников, захватом их в заложники, то Тегеран может ответить в соответствующем ключе. Вплоть до проникновения вглубь афганской и пакистанской территорий для уничтожения экстремистских группировок. Но Иран принципиально не идёт на шаги, которые могли бы осложнить и без того накалённую внутриполитическую ситуацию в соседних странах.

Афганистан стоит перед лицом выборов 5 апреля. Ситуация в Пакистане также далека от стабильной. Местные талибы не упускают любой возможности усложнить жизнь правительству Наваза Шарифа. В конце марта стало известно о планах афганских и пакистанских талибов выступить объединённым фронтом для срыва выборов в Афганистане. В пакистанском регионе Северный Вазиристан недавно стартовали переговоры между местными талибами и центральным правительством в Исламабаде. Предполагалось, что на время переговоров талибы умерят свою военную активность. Но прогнозы не оправдались. Вылазки боевиков только участились, приняли ещё более ожесточённый характер. В зону объединённых усилий афганских и пакистанских талибов против властей в Кабуле попала даже Независимая избирательная комиссия Афганистана. 29 марта здание Комиссии подверглось террористической атаке. В ответ афганские власти были вынуждены приостановить работу столичного международного аэропорта, расположенного поблизости от места вылазки боевиков.

Активный нейтралитет Ирана

Иран проводит в отношениях с Афганистаном и Пакистаном абсолютно миролюбивую политику. Подтверждением этому стал визит в Афганистан, для участия в пятом международном фестивале Новруза, президента Ирана Хасана Роухани. Он посетил Афганистан на одном из наиболее ответственных для афганцев этапе. Перед выборами в стране зафиксирован очередной виток нестабильности. В день голосования талибы угрожают провести серию актов устрашения, террористических вылазок в афганских провинциях и в Кабуле. Кто бы ни пришёл к власти в Афганистане по итогам выборов, он столкнётся с необходимостью решения тех же задач, которые стояли перед предыдущим правительством Хамида Карзая. Это обеспечение минимально приемлемого уровня безопасности собственных граждан, а также восстановление афганской экономики. В обоих вопросах Иран готов встать рядом с новыми афганскими властями.

Важно подчеркнуть, что подобная готовность иранской стороны не носит враждебный к США и любой другой западной державе характер. Напротив, своими последними заявлениями иранское руководство ещё больше приоткрыло дверь для возможного в дальнейшем сотрудничества с американцами в Афганистане. В начале февраля этого года советник высшего руководителя и духовного лидера Ирана по внешнеполитическим вопросам Али Акбар Велаяти назвал намерение президента США Барака Обамы полностью вывести войска из Афганистана "мудрым решением".

Иранские эксперты характеризуют политику своей страны по отношению к конфликтным точкам на Ближнем и Среднем Востоке как "активный нейтралитет" (1). Подобная модель поведения Тегерана проявилась в ходе первой войны в зоне Персидского залива 1991 года, во время вторжения США в Ирак в 2003 году, а также в период афганской кампании Запада. Суть "активного нейтралитета" Ирана сводится к максимально взвешенной политике, прагматичному выбору путей взаимодействия с той или иной силой. Так, например, в самом начале операции США и НАТО в Афганистане осенью 2001 года Иран пошёл на ограниченное, но сотрудничество с западными державами в их борьбе с афганскими талибами. Иранские эксперты отмечают факт обмена разведданными в 2001 году между Тегераном и Вашингтоном. Но в дальнейшем иранская сторона, прагматично рассудив, не стала углубляться в сотрудничество с натовцами по линии взаимодействия спецслужб. Американцы и их евроатлантические союзники повели себя в Афганистане как оккупационные войска, действующие без долгосрочной стратегии, без понимания конечных целей своей миссии в этой стране.

Если у натовцев подобной стратегии так и не появится или они вовсе не расположены к взятию на себя долгосрочных обязательств по обеспечению стабильности в Афганистане, то в регионе есть свои силы, готовые оказать афганцам помощь.

Иран готов к дополнительной ответственности

В экспертных кругах распространено мнение о приоритетной поддержке Ираном таджикских политических сил в Афганистане. Этнические таджики Афганистана на самом деле являются влиятельной общественно-политической прослойкой в стране. Резонансная смерть 9 марта одного из наиболее влиятельных афганских политиков, первого вице-президента Афганистана Мохаммада Фахима Касима привела к поиску действующей властью достойной ему замены. За несколько дней до выборов в наиболее вероятные преемники маршала Фахима выдвинулся его сын Адиб Фахим. Последний пока назначен главой президентской службы по связям с общественностью. Ожидается его дальнейшее восхождение в системе властной иерархии Афганистана.

Поддержка иранцами афганских таджиков безусловно присутствует, также, как и другого, близкого к ним афганского этноса - хазарейцев. Но было бы большим упрощением сводить миссию Ирана к "опеканию" близких ему по этническим корням, религиозным взглядам, языку отдельных национальных и конфессиональных групп Афганистана. Роль Ирана в настоящем и будущем соседнего государства намного шире. Это роль ответственной державы с ярко выраженными гуманитарными устремлениями.

Западная пресса, политические и экспертные круги евроатлантического сообщества после 2001 года, когда в Афганистане была развёрнута операция сил коалиции под эгидой НАТО, сделали всё, чтобы дискредитировать роль Ирана в Афганистане. Ставилась задача представить Иран в качестве деструктивной силы в Афганистане, преследующей сугубо свои интересы. Пропагандистская машина натовцев прочно взяла в оборот обыгрывание таких тем, как "установление Ираном доминирующих позиций в примыкающей к нему афганской провинции Герат", "заигрывание с местными талибами для дестабилизации ситуации в стране".

Время показало всю вымышленность этих нападок на Иран, которые укладывались в общую стратегию Запада по изоляции Исламской республики в регионе. Теперь настали совсем иные времена. Оказавшись у порога полного провала своей миссии по установлению "мира и демократии" в Афганистане, западные державы настроены на привлечение к делу афганской стабилизации государств обширного региона. Среди них особенно выделяется Иран. Он располагает всеми возможностями открыть новую главу в своих отношениях как с афганцами, так и с внешними силами, стремящимися переложить часть взятой ранее ответственности на плечи других государств.

По оценкам российских дипломатов, озвученных в середине марта этого года с высокой трибуны Совета Безопасности ООН, ситуация в Афганистане имеет выраженную тенденцию к ухудшению. Представители России выражают серьёзную озабоченность, в частности, ситуацией на севере и северо-востоке Афганистана, где резко возросла численность экстремистких группировок. Вектор озабоченности России с афганского направления понятен. Это примыкающие к центральноазиатским республикам, членам ОДКБ, афганские провинции, контроль над которыми со стороны центрального правительства в Кабуле на практике отсутствует. Нет ни соглашения по безопасности между США и Афганистаном, ни обещанных боеспособных афганской армии и сил правопорядка, которые бы стабилизировали ситуцию в растерзанной внутренними конфликтами и внешним присутствием страны. Американцы уходят из Афганистана, если даже вывод всех их войск будет растянут ещё на какое-то время после 2014 года. Афганистан вновь, как и на рубеже 1980 - 1990 годов остаётся один на один со своими проблемами. Вакуум власти тогда привёл к появлению на афганской общественно-политической сцене движения "Талибан". Не повторить прошлых ошибок, оказать здоровым силам Афганистана всемерную помощь в консолидации внутренних ресурсов - вот задача на годы вперёд. В решении этой задачи Иран рядом с Афганистаном и его народом.

Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
18.01.17
Путин подарил Додону карту исторической Молдавии без Румынии и Украины
NB!
18.01.17
Когда на самом деле Украина воссоединилась с Россией
NB!
18.01.17
Федерализация Молдавии возвращается: Додон «выучил уроки и ошибки» Воронина
NB!
18.01.17
«Трамп наносит удар по НАТО, на который не отважился Кремль»
NB!
18.01.17
Реальные власти Молдавии дезавуировали обещания Додона Путину
NB!
17.01.17
Декоративный президент Молдавии Додон имитирует «евразийскую интеграцию»
NB!
17.01.17
Израиль и палестинцы: будут резать и будут бить?
NB!
17.01.17
Выход в паритет евро и доллара может оказаться блефом?
NB!
17.01.17
ВПК России запретили закупать импортные аналоги отечественной продукции
NB!
17.01.17
Тупики и лабиринты ОБСЕ: что предлагает Австрия по Карабаху
NB!
17.01.17
Стоимость севастопольского участка трассы «Таврида» вырастет втрое
NB!
17.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 17 января
NB!
17.01.17
«Решение ЕСЧП является уничижительным по отношению к детям»
NB!
17.01.17
Американские военные в Польше: спиной к России, лицом к Германии?
NB!
17.01.17
В аэропорту Калининграда вновь коллапс
NB!
17.01.17
Премьер Литвы признал: недовольство БелАЭС — вопрос политический
NB!
17.01.17
Генсек Совета Европы обеспокоен декриминализацией «шлепков» в России
NB!
17.01.17
Захарченко: «В победу Украины уже Украина не верит»
NB!
17.01.17
Паритет доллара и евро в 2017 году не отменяется?
NB!
17.01.17
Порошенко ждет помощи от главы КНР в ситуации с Донбассом
NB!
17.01.17
«Дональд Трамп – это новый Рональд Рейган?» — The American Conservative
NB!
17.01.17
Внук Назарбаева публично назвал имена казахстанских «врагов народа»