Одна из самых крупных российских авиакомпаний - "Трансаэро" - в последнее время оказалась в центре сразу нескольких крупных медийных скандалов. Зачем перевозчику понадобился столь странный пиар? Возможно, слухи о грядущем банкротстве "Трансаэро" не столь уж далеки от истины, и компания готова использовать любые средства, чтобы остаться на плаву?

На днях в блогосфере Рунета развернулся настоящий детектив с заказными публикациями и их немедленным разоблачением. Стартовал он статьей известного сетевого деятеля Антона Носика, посвященной конкурсу на оказание информационных услуг, объявленному "Аэрофлотом", с бюджетом в 90 млн рублей. Не стесняясь в выражениях, Носик обвиняет "Аэрофлот" в "распиле" бюджетов и прочих смертных грехах, проговариваясь случайно, что непосредственное отношение к его работе имеет "Трансаэро", которой "можно только соболезновать".

Как именно связана "Трансаэро" с обвинениями Носика, стало ясно после выхода второй статьи. Журналист-расследователь Олег Лурье назвал ее "Как мы с Носиком "Аэрофлот" мочили" и раскрыл всю механику публикации "джинсы", направленной против национального российского авиаперевозчика. Оказывается, за щедрое вознаграждение опорочить "Аэрофлот" предлагали те же профессионалы "теневого пиара", что немного ранее раздавали заказы на прославление "Трансаэро".

Логичным образом возникает вопрос - зачем все это нужно самому "Трансаэро"? Некоторые данные, почерпнутые из открытых источников, заставляют заподозрить, что дела у этой компании сегодня идут далеко не лучшим образом. Еще в середине марта клиенты "Трансаэро" начали жаловаться на отмену рейсов и сложности с возвратом денег за пропавшие билеты. Как тогда сообщалось, компания отменила множество рейсов в период с апреля по октябрь. Затем появилась информация о том, что перевозчик готовится к банкротству, а его самолеты вместо полетов массово простаивают в "Домодедово". Эксперты авиационной отрасли выразили свое беспокойство происходящим. "Если авиакомпания хотя бы месяц не летает, то все, она уже гарантировано банкрот. Она уже полететь не сможет, - заявил тогда главный редактор портала AVIA.RU, эксперт комитета по транспорту Государственной думы Роман Гусаров. - А у "Трансаэро" есть кредиторская задолженность, которую брала авиакомпания для покупки самолетов. В абсолютных цифрах кредитный портфель, конечно, большой. У нас вообще авиационный бизнес непростой, на грани нуля, с учетом того, что надо и кредиты отдавать, и самолеты покупать, и расти".

Затем в СМИ попала информация о том, что вместо аэробусов европейского производства "Трансаэро" переключается на самолеты китайской сборки, причем даже не покупает их, а берет в аренду. Попытки сэкономить на таком важном параметре, как качество и безопасность воздушных судов, заставляют вновь заподозрить, что "Трансаэро" близко к банкротству или, по крайней мере, испытывает серьезные финансовые затруднения.

Похоже, что новыми пиар-скандалами компания просто пытается замаскировать свои проблемы. Ведь по аналогии с "заказными" материалами против "Аэрофлота" и публикацию нелицеприятных фактов о "Трансаэро" тоже можно попытаться выдать за атаки нечистоплотных конкурентов. Окажется ли эффективной столь изощренная схема или в ближайшее время мы все же услышим о банкротстве "Трансаэро"? Поживем - увидим.