Сторонники выборности губернаторов в свое время опасались, что пример республик, отказавшихся от прямых выборов глав, будет заразителен и быстро распространится на всю страну. Ничего подобного, однако, не произошло - отказ от выборности глав до сих пор не перешагнул пределов СКФО, заявил ИА REGNUM руководитель Центра анализа международной политики Института глобализации Михаил Нейжмаков, комментируя отмену прямых выборов главы Кабардин-Балкарии.

Даже в Башкирии, где сложный полиэтнический состав населения дает повод для ссылки на северокавказский опыт, от прямых выборов главы так и не отказались,отметил эксперт. "Именно в республиках Северного Кавказа даже в эпоху назначения глав Кремлю приходилось учитывать больше факторов, чем во многих других регионах. Однако необходимость проходить через прямые выборы еще больше усложняет замену главы республики. Отказ от прямых выборов означает и возможность сменить главу региона по упрощенной схеме. Кремлю явно необходим этот "дамоклов меч" над головами на северокавказских лидеров", - считает Нейжмаков.

Официально федеральный закон, позволяющий регионам отказываться от прямых выборов глав, принимался под полиэтнические национальные республики с серьезными межнациональными противоречиями, напомнил он. Главным аргументом при принятии закона были опасения, что в таких регионах кандидаты на выборах будут разыгрывать национальную карту. Из республик, уже отказавшихся от прямых выборов глав, классический вариант такого случая представляет Дагестан. "На деле, отказались от прямых выборов глав и в другом типе республик. Там, где при абсолютном преобладании одной национальной общины, внутриэлитные конфликты могут в ходе избирательной кампании иметь не менее болезненные последствия, чем в других регионах столкновения межэтнические. А федеральному центру придется задействовать слишком большие ресурсы, чтобы получить нужный результат выборов и при этом удержать ситуацию под контролем (как в Ингушетии)", - сказал Нейжмаков.

По его словам, Кабардино-Балкария не вписывается ни в одну из этих схем целиком. "Степень межэтнических противоречий там в данный момент не так высока, как во многих других регионах Северного Кавказа, а факторов, которые бы всерьез препятствовали избранию поддержанного Кремлем кандидата, там не так много", - отметил эксперт.

"Мотивов для отказа от прямых выборов именно в этой республике может быть два. Возможно, власти решили избежать даже потенциальных рисков. Ведь даже до перехода к назначению глав регионов в общероссийском масштабе, выборы президента Кабардино-Балкарии проходили в специфических условиях. С 1992 до 2005 года республику бессменно возглавлял Валерий Коков, причем даже в 1997 году его избрание на этот пост прошло на безальтернативной основе. То есть, даже в период, когда в большинстве других регионов главы избирались, Кабардино-Балкария не проходила через избирательные кампании, предполагающие острую борьбу с участием кандидатов, которые были бы реальными конкурентами президента республики. Межэтнические противоречия в республике не столь остры, но ведь накануне выборов в предыдущую эпоху национальная тема так или иначе поднималась. Не стоит забывать, что призывы ряда представителей балкарских национальных организаций игнорировать президентские выборы в республике звучали и в 2002 году, когда прямые выборы главы Кабардино-Балкарии проходили в последний раз. Да и земельные конфликты в регионе тесно переплетены с национальной составляющей", - заключил Нейжмаков.

Как уже сообщало ИА REGNUM, прямые выборы главы Кабардино-Балкарской республики отменены, согласно поправкам в Конституцию КБР и закон "О порядке избрания главы КБР" главу КБР будет избирать парламент региона из трех кандидатур, представленных президентом РФ, решение об этом принято 3 апреля на заседании республиканского законодательного собрания.

Ранее от прямых выборов главы отказались Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия и Карачаево-Черкесия.