В марте на рынок недвижимости московского регина повлияли курсы валют и геополитика: эксперты

Москва, 3 апреля 2014, 13:36 — REGNUM  

Весь I квартал 2014 года прошел под знаком девальвации рубля, и март во многом способствовал продолжению сложившихся тенденций, в том числе и на рынке недвижимости столичного региона. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в аналитическом центре "Индикаторы рынка недвижимости" (IRN.ru). Причем боязнь дальнейшего обесценения национальной валюты оказалась далеко не единственной причиной, толкающей людей вкладывать в недвижимость Москвы и Подмосковья свои сбережения, а также активнее решать свой квартирный вопрос при наличии потребности и возможностей улучшить жилищные условия. Не меньшую роль сыграло и обострение геополитической обстановки, а также продолжающаяся зачистка недобросовестных банков и вызванное этим бегство от депозитов, считают аналитики.

Несмотря на возросший спрос первых месяцев 2014 года, динамика цен на квартиры в Москве за этот период оказалась разнонаправленной, констатируют эксперты по итогам марта. На фоне ослабления национальной валюты рублевые цены за последние месяцы прибавили в весе, однако в валюте стоимость столичного квадратного метра просела. По данным авторов исследования, за I квартал рост рублевых цен составил чуть более 4%. При этом в долларовом выражении цены на недвижимость в Москве снизились примерно на 6,5%.

За март величина снижения составила примерно половину от квартальной - 3,2% с уровня 4961 долларов за квадратный метр до 4803 долларов. По мнению специалистов, с макроэкономической точки зрения валютные цены (не обязательно долларовые) являются более показательными в плане изменения реальной ценности квадратного метра по отношению к ценности других активов. "После дефолта 1998 года в рублевых ценах московская недвижимость "подорожала" в 2,5 раза, однако никто тогда не считал это подорожанием, учитывая четырехкратное обесценение рубля, - пояснили аналитики. - В долларах (и в других валютах) стоимость квадратного метра просела в 1998 году на 30-40%, и это было более объективным отражением изменения реальной ценности московской недвижимости в дефолт. Как и сейчас, квадратный метр защищает от девальвации рубля только частично - рублевые цены возрастают не пропорционально росту курса доллара и ослаблению рубля, а в меньшей степени, поэтому в валютных ценах образуется снижение".

Примечательно, что более устойчивым к коррекции цен в таких условиях оказывается сегмент дорогого жилья, отмечают специалисты. Что касается географии московского рынка жилья, то в лидерах снижения наименее престижные и наиболее демократичные округа и районы, в частности Южный округ, Северо-Восточный округ, Восточный округ и все районы за МКАД - снижение от 4% до 5%. При этом Центральный округ, Западный округ и Юго-Западный округ представляют собой тройку наиболее устойчивых по цене округов.

Причины такого положения дел вполне понятны, отметили авторы исследования. Во-первых, цены на дорогое жилье продавцы чаще номинируют в долларах или даже при ценах в рублях пытаются проиндексировать их, если имеет место рост курса доллара. Во-вторых, сроки экспозиции квартир в дорогом сегменте традиционно больше, чем недорогих квартир в Москве и Подмосковье. "Проще говоря, в дорогом сегменте продавцы готовы дольше ждать, прежде чем пойти на снижение цен при неблагоприятных условиях", - пояснили эксперты.

"Примечательно, что за последние годы периоды ослабления рубля и резкого роста курса доллара случались неоднократно, и каждый раз элитное жилье в Москве и бизнес-класс в первые месяцы демонстрировали бльшую устойчивость цен и большую привязку к доллару, нежели жилье экономкласса, - добавили специалисты. - Однако за более продолжительный период времени динамика цен на дорогой и недорогой сегмент оказалась почти идентичной. Это означает, что на самом деле даже дорогой сегмент не выдерживает привязки цен к доллару в период его существенного роста. Пусть и с большей задержкой по времени, нежели экономкласс, дорогой сегмент также корректируется по ценам вниз, пусть и не сразу и порой даже неявным образом - в виде скидок и преференций под конкретного покупателя".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.