Казанский историк Александр Овчинников обратился к экс-президенту - госсоветнику Татарстана Минтимеру Шаймиеву с вопросом о деятельности некоммерческой организации "Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры РТ", которая была учреждена Шаймиевым в 2010 году и возглавляется им до сих пор.

"В том же году начался и до настоящего времени продолжается добровольный сбор средств на счета фонда, - напоминает в своем обращении, переданном накануне через аппарат президента Татарстана, Александр Овчинников. - В моем родном Пестречинском районе отчисления произвели практически все организации". Далее он приводит данные из официальной районной газеты: в первые же месяцы существования фонда "Возрождение" в него из райуправления соцзащиты в Пестрецах было перечислено 39,8 тыс. рублей, из райотдела образования - 157,7 тысячи, из местной детско-юношеской спортшколы - 2,3 тысячи, из коррекционной школы-интерната - 4,6 тысячи рублей.

Как заявил Александр Овчинников, условия работы и оплаты труда "благотворителей" из сельской социалки ему хорошо знакомы: его бабушка и дедушка, ныне уже покойные, работали как раз в упомянутой коррекционной школе-интернате. Именно поэтому историк считает, что решение низкооплачиваемых и притом чрезвычайно зависимых работников пожертвовать часть своей зарплаты на возрождение Болгара и Свияжска вряд ли могло быть вполне добровольным...

"Если исходить из морально-этических соображений, то почему бы не вернуть деньги работникам перечисленных выше организаций, даже если они - понятно по каким причинам - будут против? - предлагает он в своем обращении к Минтимеру Шаймиеву. - Если же вы посчитаете, что деньги возвращать нецелесообразно, то можно ли будет увидеть документы об использовании этих и других средств?"

Далее автор объясняет, что на столь экзотическую мысль - увидеть публичный финансовый отчет самого привилегированного из татарстанских НКО - его навело знакомство с уставом самого фонда "Возрождение". В последнем декларируется, что "фонд ежегодно публикует отчеты об использовании своего имущества" и "деятельность фонда подлежит ежегодной аудиторской проверке". "К сожалению, обнаружить эти отчеты и материалы аудиторских проверок в открытом доступе мне не удалось, а между тем фонд работает уже четыре года", - пишет Овчинников.

В заключение историк переходит от недавнего прошлого к современности. Он напоминает, что "недавно появилась информация о создании в республике фонда, официальной задачей которого будет сбор средств для жителей Крыма. Уважаемый Минтимер Шарипович! Не могли бы вы, используя свой авторитет, настоять, особенно перед главами сельских районов, на том, чтобы в этот фонд не принимались деньги от работников социально-гуманитарной сферы, как бы с виду искренне они ни хотели их туда сдать?".

"Эта практика "добровольно-обязательных пожертвований" напоминает распространенные в сталинские времена госзаймы: хочешь не хочешь, а обязан сдать деньги. Этот элемент административного принуждения особенно чувствуется в сельских районах, - объяснил Александр Овчинников мотивы своего обращения к первому президенту Татарстана. - Теперь со сбором средств для Крыма ситуация может повториться. Местные власти, конечно, все равно будут действовать прежними методами, но, может, воздержатся склонять к "пожертвованию" хотя бы малоимущих, сирых и убогих.

Сведения об общем объеме средств, поступающих в фонд "Возрождение", освещаются этим НКО довольно специфически. На его сайте регулярно публикуется "оперативная информация по поступлению денежных средств" от юрлиц и граждан в муниципальных районах. Судя по этим данным, за 2013 год сумма таких пожертвований составила около 14 млн рублей.

Но эта сумма ничтожна по сравнению со средствами, поступающими в фонд из бюджета (кстати, в своем еще президентском указе 2010 года Минтимер Шаймиев директивно предписал "ежегодно предусматривать в бюджете Татарстана средства, необходимые для осуществления уставной деятельности фонда"). Однако сведения об объеме этих ежегодных бюджетных вливаний фондом не публикуются. Если судить по полученным фондом "Возрождение" госзаказам, в 2011 - 2013 годах туда поступило не менее 2,5 млрд рублей из бюджета. Общая же сумма пожертвований крупных татарстанских и российских компаний (можно предполагать, как минимум не уступающая размеру вливаний из бюджета) вообще не поддается вычислению по публичным источникам.

Полная информация о конкретных способах расходования всех этих средств фондом, в противоречие его собственному уставу, не публиковалась никогда. Отсутствует она и на информационном портале Минюста РФ, где публикуются отчеты НКО. В минюсте объясняют, что хоть отчитываться в доходах и расходах - обязанность любой НКО, доступными для публики по техническим причинам являются лишь отчеты, сданные в электронной форме; может быть, поэтому некоторые предпочитают сдавать их в бумажном виде".

Как пишет газета "Вечерняя Казань", желание не одного лишь Александра Овчинникова увидеть приход и расход самого привилегированного татарстанского НКО, возможно, отчасти исполнится. "Недавно прошло заседание попечительского совета, - рассказала юрист фонда Раиса Сумцева, - и от руководства фонда получено распоряжение разместить финансовый отчет за 2013 год на нашем сайте. Так что скоро его можно будет увидеть".

А что касается пожертвований татарстанцев "в поддержку жителей Крыма" (таковых, по официальным сообщениям, на конец марта было уже около 27 млн рублей - преимущественно в форме отчисления суммы однодневного заработка), здесь и до такой относительной ясности очень далеко. Деньги для Крыма перечисляются на счет благотворительного фонда "Ак Барс Созидание", однако среди "текущих проектов" на его сайте ни одного тематически связанного с Крымом не значится.

По словам специалистов фонда, пока "средства поступают, а как они будут расходоваться, мы пока не знаем - это будет решение аппарата президента РТ".

На вопрос, какую реакцию на свое обращение он предполагает получить, Александр Овчинников ответил, что допускает "три варианта: либо молчание, либо формальный ответ типа "люди жертвовали деньги добровольно", либо организацию административного давления, "чтобы я отказался от своих слов". "Опасаюсь ли этого? Я как любой нормальный человек не люблю неприятностей, но... Все молчат, а бесконечно молчать тоже ведь нельзя", - заявил казанский историк.