Европейский союз стремится расширить отношения с Нагорным Карабахом и выйти на уровень стабильного двустороннего взаимодействия. Об этом корреспонденту ИА REGNUM заявил пресс-секретарь президента непризнанной Нагорно-Карабахской Республики Давид Бабаян, комментируя опубликованный на днях доклад Еврокомиссии по странам "Восточного партнерства", в котором содержался призыв к обеспечению беспрепятственного доступа для представителей ЕС в Нагорный Карабах и прилегающие территории в целях поддержания процесса "трансформации конфликта (карабахского конфликта) в полном соответствии с усилиями МГ ОБСЕ".

По оценке Бабаяна, "попытка ЕС расширить отношения с Карабахом" обусловлена желанием ЕС полноценно присутствовать в закавказском регионе. "Закавказье - очень важный регион, в том числе для Евросоюза. Долгие годы Брюссель пытался выстраивать отношения с регионом, развивая связи только с признанными государствами - Арменией, Грузией и Азербайджаном. Однако это не отражает полную картину Закавказья, и, возможно, европейцы решили пересмотреть свой подход к данному вопросу", - заявил собеседник.

Как считает он, положения, нашедшие место в докладе Еврокомиссии, являются пусть нечеткими, пусть осторожными, но первыми шагами на пути к расширению сотрудничества ЕС с Нагорным Карабахом. "Пару лет назад ЕС принял решение о том, что следует налаживать и развивать отношения с непризнанными странами по различным направлениям. Это был первый шаг, сейчас мы видим второй. С другой стороны, очевидно, что Евросоюз старается сохранять баланс в Закавказье и в своих формулировках всегда обращается к Армении и Азербайджану одновременно. Стремление ЕС к балансу понятно, хотя, откровенно говоря, этот подход не кажется мне высокоэффективным с политической точки зрения. Во-первых, Брюсселю следовало бы обратиться непосредственно к Нагорному Карабаху, и мы к этому готовы. Во-вторых, ставить на одну планку Армению и Азербайджан некорректно, потому что Армения, к примеру, не заносит в "черный список" Монсеррат Кабалье за посещение Нагорного Карабаха, не объявляет нацию своим врагом №1 и так далее", - заявил Бабаян.

Замдиректора Института Кавказа, армянский политолог Сергей Минасян не видит, однако, в указанных положениях доклада Еврокомиссии ничего нового. "Позиция ЕС была такой на протяжении многих лет. В частности, она связана со спецпредставителем Европейского союза на Южном Кавказе и по вопросам кризиса в Грузии (действующим спецпредставителем ЕС на Южном Кавказе и по вопросам кризиса в Грузии является Филипп Лефор - прим. ИА REGNUM), для которого Брюссель и добивается возможности беспрепятственно посещать Нагорный Карабах", - заметил он.

Одновременно Минасян подчеркнул, что позиция ЕС в некоторой степени выгодна армянской стороне. "Поскольку различные "препятствия" к посещению Карабаха чинит азербайджанская сторона, это - явный месседж Баку. С другой стороны, Евросоюз одновременно поддерживает формат Минской группы ОБСЕ в нагорно-карабахском урегулировании, и это, несмотря на последние события на постсоветском пространстве, в частности крен в сторону России во внешней политике Армении, позицию Еревана по Крыму и пр.", - подчеркнул эксперт.