30 марта 2014 года госсекретарь США Джон Керри и глава МИД России Сергей Лавров провели переговоры в Париже. Встреча глав дипломатических ведомств РФ и США состоялась впервые после присоединения Крыма к России и телефонного разговора в ночь на 29 марта между президентом РФ Владимиром Путиным и президентом США Бараком Обамой. Предыдущая встреча Лаврова и Керри состоялась в Лондоне 14 марта.

На этот раз Керри пришлось в субботу отменить планы по возвращению в США из Саудовской Аравии и вместо этого отправиться в Париж для встречи с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. По сведениям Associated Press, самолет Керри было решено развернуть, когда он находился на дозаправке перед перелетом через Атлантику в ирландском аэропорту Шеннон. Встреча Лаврова и Керри прошла в воскресенье вечером в резиденции российского посла во Франции. Она продолжалась четыре часа. Переговоры Керри и Лаврова состоялись накануне важного заседания во вторник и среду министров иностранных дел стран НАТО в Брюсселе, на котором, как ожидается, будут доминировать вопросы об Украине.

Крайние оценки парижских переговоров даны в заголовках двух ведущих американских изданий. "Обещающая дипломатия, но нет продвижения на переговорах по Украине", - написала на следующий день американская New York Times. Более категорично в оценке переговоров американское The Wall Street Journal: "Переговоры Керри с Лавровым об ослаблении украинского кризиса провалились". Германская Frankfurter Allgemeine Zeitung смотрит на парижскую встречу, как на этап в долгом процессе: "Перетягивание каната по Украине. Нет прорыва в заседании Керри и Лаврова". Здесь следует признать, что Лавров и Керри, действительно, не достигли соглашения в Париже. Но они договорились продолжить переговоры, и оба заявили, что власти Украины должны стать участниками выработки компромиссного решения.

Как выяснилось, российский МИД по-прежнему продвигает свой проект урегулирования украинского кризиса, опубликованный в заявлении российского МИДа от 17 марта 2014 года. Россия тогда предложила провести на Украине конституционную реформу, обеспечивающую "политический строй Украины в качестве демократического федеративного государства, обладающего суверенитетом и нейтральным военно-политическим статусом". Последнее в западной прессе уже получило свое определение - "финляндизация Украины". Согласно российскому предложению от 17 марта, украинские "регионы будут самостоятельно прямым голосованием избирать органы своей законодательной и исполнительной власти и иметь широкие полномочия, отражающие культурно-историческую специфику каждого из них, в вопросах экономики и финансов, социальной сферы, языка, образования, внешних межрегиональных связей, при обеспечении защиты прав национальных меньшинств, проживающих в каждом субъекте федерации".

Теперь очевидно, что Лавров прибыл в Париж на встречу с госсекретарем США не с пустыми руками. Он повторил сформулированные раньше на Смоленской площади предложения о федерализации Украины, чем подтвердил, что линия российского МИДа в текущем украинском кризисе остается последовательной. В Париже Лавров назвал существующую унитарную модель управления Украиной недееспособной. "Мы согласны, что украинцам следует это решать самим. Модель унитарного государства здесь не работает. Ни Россия, ни США не могут навязать никаких планов Украине", - заявил после переговоров на брифинге Лавров.

Западные эксперты и дипломаты отчетливо понимают, что осуществление на практике российского проекта федерализации Украины поставит предел стремлениям НАТО распространить свое влияние на территорию этой страны и создаст российский противовес экономическому сближению Украины с Евросоюзом. Пока что новые власти в Киеве и лидеры Запада выразили на словах готовность к "децентрализации" Украины. Децентрализацию обещал юго-востоку страны в своем обращении де-факто премьер-министр Арсений Яценюк. Пока не определено, в чем эта "децентрализация" будет выражаться. Российским властям хорошо известно, что Верховная Рада Украины сформировала специальную комиссию по конституционной реформе. Однако о конструктивной работе этой структуры нет конкретной информации. Представители украинских властей категорически заявили, что предложения России о федерализации и о необходимости наделения русского языка статусом второго государственного являются неприемлемыми для Украины. И. о. президента Александр Турчинов на следующий день после встречи Керри с Лавровым в Париже заявил, что о "внеблоковом статусе" и "федерализации" Украины не может быть и речи.

В свою очередь Керри в воскресенье, 30 марта, после встречи с Лавровым пытался снять российские претензии. Он заявил, что, по сведениям Соединенных Штатов, новое украинское правительство принимает меры, чтобы уменьшить озабоченность Москвы правами меньшинств. "Президент Обама заметил, что украинское правительство продолжает демонстрировать сдержанный и направленный на разрядку напряженности подход к кризису в преддверии проведения конституционной реформы и демократических выборов, и настоятельно призвал Россию поддержать этот процесс и воздержаться от дальнейших провокаций, включая наращивание своих сил на границе с Украиной", - было заявлено в пресс-релизе Белого дома. Такова оценка Вашингтоном поведения своих марионеток в Киеве. Тут отметим, что президент США все-таки говорит о грядущей конституционной реформе на Украине. Каково будет ее содержание?

Все обозреватели сейчас признают, что вопрос о будущем Крыма был в значительной степени приглушен в "воскресной дипломатии" Керри-Лаврова. Правда, Вашингтон по-прежнему рассматривает действия России в Крыму как "незаконные и нелегитимные". И, хотя Соединенные Штаты отказываются признать включение Крыма в Россию, их дипломатические усилия направлены, прежде всего, на предотвращение эскалации конфликта на оставшейся территории Украины. Тем не менее, именно после того, как вопрос Крыма был выведен за скобки, различия между сторонами в позиции о том, как перестроить политическую систему Украины, резко проявились в последние дни.

Позиция США, озвученная на переговорах госсекретарем, сводится к требованию отвода российских войск от границ Украины, как условия для прогресса разрядки кризиса. "Любой действительный прогресс относительно Украины должен включать отвод очень многочисленных российских сил, которые сейчас концентрируются вдоль украинской границы", - заявил после встречи в Париже Керри. Правда, после переговоров он признал, что не получил каких-либо гарантий от Кремля, что российские войска отойдут от восточной границы Украины. Что касается российской стороны, то Лавров накануне в телевизионном интервью каналу "Россия 1" заверил всех, что у Москвы нет намерения вторгаться со своими войсками на восток Украины, при этом добавив, что РФ готова защищать права русскоязычного населения.

На минувшей неделе в среду, четверг и, в особенности, в пятницу 28 марта 2014 года военная истерия на Украине и в западных СМИ достигла апогея. Начало войны с вторжением российских войск на территорию Украины сулили на 2 апреля 2014 года. Вечером в пятницу агентство Reuters сообщило, ссылаясь на источники в разведке США, что численность российских войск, сконцентрированных на границе с Украиной, достигло 40 тысяч человек. МИД Украины также выражал накануне уикенда свое беспокойство передислокацией и развертыванием российских войск в непосредственной близости от украинской границы. Градус беспокойства Западу добавила вновь поднятая проблема Приднестровья. Генерал Филипп Бридлав, верховный командующий силами НАТО в Европе, был в субботу демонстративно отозван в Вашингтон для отчета Конгрессу США. Так накануне войны не делают. И, действительно, вместо мнимой "войны" во вторник накануне в воскресенье прошли переговоры Лаврова и Керри в Париже.

"Россия и США сделали новый старт для дипломатического решения конфликта на Украине" - такую оценку парижской встрече дала в итоге на следующий день германская Handelsblatt. Высказывания Керри после переговоров с Лавровым показались российской стороне "многообещающими". "У нас есть некоторые очень конструктивные идеи", - сказал после переговоров Керри. Было замечено, что Сергей Лавров выглядел довольным и охарактеризовал переговоры как "очень и очень конструктивные", в то время как Джон Керри выглядел уставшим. С точки зрения России, если вопрос вынесен на обсуждение, то первый шаг в нужном направлении уже сделан.

Значение состоявшихся переговоров в Париже: они ввели вопрос о федерализации Украины в официальный дискурс дипломатического обсуждения. Однако, справедливости ради, необходимо признать, что до сих пор США никак публично не выразили свое мнение о федерализации Украины. Косвенно отрицательная позиция Соединенных Штатов по этому вопросу определяется их ссылкой на то, что никакие конституционные изменения не могут быть навязаны Украине без согласия ее народа.

Пока по итогам переговоров в Париже было объявлено, что американцы и россияне согласились работать по направлению к "инклюзивному процессу конституционной реформы и свободным и справедливым выборам под наблюдением международного сообщества". Таким образом, следует признать, что на переговорах произошел процесс обмена российской позиции - "конституционная реформа" на нужное США время - будущие "президентские выборы", которые бы узаконили совершенный в Киеве переворот. Обе стороны после телефонного разговора в минувшую пятницу Путина и Обамы подозревают друг друга в тактике проволочек. Американцы полагают, что русским нужно время для подготовки военного вторжения на Украину. Русские подозревают американцев в стремлении дотянуть в нынешнем виде ситуацию до майских выборов на Украине.

Впрочем, американцы не исключают и того, что наращивание военных сил на границе с Украиной связано со стремлением Путина создать "разменную монету" для переговоров с США. В любом случае, для признания США необходимости федерализации Украины нужен дополнительный фактор.

Европейская редакция ИА REGNUM