Переходные власти Египта вышли на финишную прямую обретения внутриполитической легитимности на годы вперёд. Кадровые перестановки последних дней в военном сословии, сосредоточившем после 3 июля 2013 года всю полноту власти в своих руках, призваны подчеркнуть политические планы египетских генералов. Фельдмаршал Абдель Фаттах ас-Сисси подал в отставку, дабы выдвинуть свою кандидатуру в президенты страны. На посту министра обороны его сменил Сыдки Субхи Ахмед, до этого возглавлявший генеральный штаб Египта. 27 марта ас-Сисси выступил с телеобращением к нации, объявив о своих планах занять пост главы государства. Первый тур президентских выборов пройдёт в два дня - 26 и 27 мая. Избирательной кампании дан официальный старт 31 марта - день начала регистрации кандидатов в президенты крупнейшей арабской страны.

Власть в Египте контролируют военные. Так будет и после назначенных на следующий месяц президентских выборов, за которыми пройдёт избирательная кампания в местный парламент. Ключевой пункт в "дорожной карте" переходного египетского правительства к формированию постоянных органов высшей властей, несомненно, выборы президента. По их результатам будет задан дальнейший вектор развития 80-миллионной арабской страны, столкнувшейся после 2010 года с самым острым внутриполитическими кризисом. Армия Египта сконцентрировала власть в своих руках, но пока не добилась полного контроля над всей территорией страны. В наибольшей степени "территориальный провал" нынешних властей наблюдается на Синайском полуострове. Здесь продолжаются вылазки радикальных исламистских группировок. След запрещённых "Братьев - мусульман" в этой активности присутствует, но не является определяющим. На Синае представлен условный "экстремистский интернационал", главный голос в котором задают салафитские группировки. Борьбе с ними военные Египта уделяют приоритетное внимание на нынешнем, предвыборном этапе. И именно через вопрос противостояния данным группировкам преломляется комплекс проблем в отношениях между Каиром и Вашингтоном.

Казалось бы, американцы должны быть сами заинтересованы в нейтрализации террористической угрозы на Синае. Рядом расположен их стратегический партнёр Израиль, поблизости проходят транспортные коммуникации, торговые пути глобального значения (Суэцкий канал, Красное море, Аденский залив). Военная и разведывательная помощь США нынешним властям Египта смотрелась бы абсолютно предсказуемо. Но этому есть свои ограничители, зачастую носящие "ментальный" для действующей администрации Белого дома характер. Американские демократы не могут преодолеть рубеж (во многом психологический) построения отношений с правительствами другого государства, пришедшего к власти не по их лекалам "демократичности".

Военные Египта - это стабильность, предсказуемость, ровный характер отношений с Израилем, один из наиболее последовательных государственных субъектов в борьбе с международным терроризмом. То есть, весь набор внешне- и военно-политических факторов, отвечающих интересам США на стыке Северной Африки и Ближнего Востока. Впрочем, всё перечисленное меркнет в глазах американцев в виду недемократичности прихода армейских чинов к власти в Египте, их авторитарного стиля управления. Оказывается, на Украине можно было закрыть глаза на смещение законно избранного правительства на "национал-демократический" режим имени "Правого сектора", а в Египте, видишь ли, особый случай?!

Есть и другие причины "психологического порядка", мешающие нынешнему хозяину Белого дома строить доверительные отношения с военными Египта. Эпизод с демонстративным отказом ас-Сисси в июле 2013 года ответить сначала на телефонный звонок министра обороны США Чака Хейгла, а затем и самого президента Барака Обамы основательно омрачил климат в отношениях двух естественных партнёров в регионе. Стороны так и не преодолели рецидив от данного эпизода. США пошли на пересмотр военно-технического сотрудничества с новыми властями Египта, отменили ранее планируемые совместные военные учения, свернули финансовую помощь остро нуждающемуся во внешнем вспомоществовании Каиру.

Сигнал к примирению египетские генералы совсем недавно направили в Вашингтон. Они вновь подняли тему возобновления поставки в Египет ударных вертолётов АН-64D Block 2 "Apache". Сделка по ним была заморожена американцами осенью прошлого года. Как и в случае с другой продукцией оборонно-промышленного комплекса США для египетского заказчика: 10 истребителей F-16, комплектующие для лицензионной сборки 125 танков M1A1 "Abrams", противокорабельные ракеты "Harpoon". Выдвинутая армейским командованием цель поставок - борьба с экстремистами на Синае - не произвела на американцев должного впечатления и в этот раз. От них пришёл очередной отказ. А ведь расчёт ас-Сисси и его команды строился на выравнивании отношений с американцами впритык к объявлению своих планов по выдвижению в президенты Египта. Это стало бы для Каира важным внешним ресурсом поддержки, симптомом сближения с Вашингтоном. Из посольства США в Каире все последние недели в госдепартамент шли настоятельные призывы откликнуться на просьбу египтян и предоставить им ранее обещанные вертолёты "Apache". Но Белый дом и Пентагон, на звонок руководства которых ас-Сисси "опрометчиво" не откликнулся летом прошлого года, остались непоколебимы.

Кстати, отказывая военным Египта в закрытии сделки по вертолётам, Вашингтон наращивает военно-техническое сотрудничество по данной оружейной номенклатуре с недружественно настроенным к нынешним властям в Каире эмиратом Катар. Недавно корпорация "Boeing" подтвердила планы по продаже катарцам 24 ударных вертолётов из линейки "Apache". В этом проглядывается очередная демонстрация американцами своего прохладного отношения к египетским властям.

Взаимное дистанцирование США и Египта идёт по нарастающей. В январе текущего года подтвердилась информация о не приглашении Египта на первый саммит лидеров США и стран Африки (состоится в начале августа 2014 года). По заверениям американских дипломатов, причиной стала приостановка членства Египта в Африканском союзе (в июле 2013 года). В Каире же углядели иные мотивы. Оттуда отреагировали крайним удивлением в связи с "ошибочным решением Белого дома". Ещё один разъединяющий Каир и Вашингтон эпизод проявился на днях. Соединённые Штаты призвали египетские власти не приводить в исполнение ранее вынесенный 529 заключённым приговор в виде высшей меры наказания. "Смертная казнь для такого числа обвиняемых после двухдневного разбирательства не согласуется с обязательствами властей Египта в области прав человека, и реализация этого приговора будет неприемлемой", - сделали заключение во внешнеполитическом ведомстве США.

Египет не должен ни перед кем отчитываться, это слова министра торговли и промышленности страны Мунира Абдель Нура, посетившего в конце марта Москву. Явный намёк на американцев очевиден в подобных заявлениях египетских должностных лиц. Если США не желают идти на примирение, то власти Египта не останутся без внешней поддержки. Сразу после июля 2013 года им подставили плечо Саудовская Аравия и ОАЭ. Прежде всего, в виде многомиллиардных кредитов и безвозмездной финансовой помощи. Военные поставки извне также могут быть замещены. Конечно, годы самого тесного военно-технического сотрудничества с США не могут быть компенсированы в кратчайшие сроки созданием партнёрских отношений с другими поставщиками на мировом оружейном рынке. Но и этот рубеж можно преодолеть, например, активизацией военно-технического сотрудничества с Россией. По мнению российских оборонщиков, в чём американцы продолжают отказывать Каиру может быть замещено российскими аналогами. Например, системами ПВО дальнего и среднего радиуса действия, истребителями МиГ-29, ударными вертолётами "Ми", противокорабельными береговыми комплексами. Всего на сумму от $2 до $3 млрд. Не исключена и кооперация в "нестандартном" треугольнике "Саудовская Аравия - Египет - Россия". Осенью прошлого года в арабских СМИ обсуждалась тема возможного прикрытия с территории Египта западных провинций Саудовской Аравии российскими системами ПВО.

Тем не менее, наиболее острой для рвущихся к политической легитимности египетских генералов проблемой являются не внешняя поддержка или сохранение военно-технического баланса своих интересов. Проблемы местной экономики носят системный характер. По итогам прошлого года в некогда стабильной по социально-экономическим параметрам стране зафиксированы двузначные макроэкономические падения. Темпы роста ВВП Египта за 2013 год снизились на 60% (с 7% роста ВВП с середины 2000-х годов до резкого замедления экономики в 2012-2013 годы - в последние два года рост ВВП свёлся к 2%). До 50% египтян живут за чертой бедности, уровень безработицы приближается к отметке в 20% трудоспособного населения. Внешний долг страны по итогам 2013 года превысил $45 млрд. Египетская экономика остро нуждается во внешних инвестициях, в стимулировании развития малого и среднего бизнеса, на который приходится львиная доля местного ВВП (в стране зарегистрировано около 2,5 млн. малых предприятий, на которых занято 75% активной рабочей силы и создаётся 80% ВВП).

Выбираться из этой экономической "ямы" военным Египта предстоит в неотложном порядке. Деньги аравийцев, конечно, важное подспорье в реанимации египетской экономики. Но одними нефтедолларами саудовцев и эмиратцев выправить экономику Египта не удастся. Нужны крупные совместные проекты с зарубежными партнёрами. В их поиске египетская сторона стала всё чаще обращать внимание на российские компании. Министр торговли и промышленности Египта приезжал в Москву с целью продвижения экономического партнёрства с северной державой. Как можно понять, визит оказался результативным. По его итогам стороны обнаружили взаимный интерес, в частности, к реализации совместного проекта по поставкам сжиженного природного газа, увеличению объёмов торговли сельхозпродукцией. Москва и Каир намерены качественно нарастить двусторонний торгово-экономический оборот с нынешнего уровня в $3 млрд. После президентских выборов в арабской стране ожидается визит в российскую столицу египетской делегации для обсуждения соглашения о свободной торговле с Таможенным союзом. Впрочем, многие вопросы пока остаются нерешёнными. К примеру, действующие до сих пор в Египте барьеры, ограничивающие использование российского оборудования в нефтегазовом секторе местной экономики.

За считанные недели до выборов президента Египта, по оценкам местных и зарубежных комментаторов, наблюдается рост популярности ас-Сисси. На Востоке любят персонифицировать власть, выбирая наиболее харизматичного лидера в периоды внутриполитических катаклизмов и нахождения на экономическом "дне". Если отставному фельдмаршалу удастся возглавить Египет и вывести его из системного кризиса, то он войдёт в историю, как государственный лидер, на практике реализовавший лозунг: "мы ни перед кем отчитываться не должны".

Михаил Агаджанян - ближневосточный обозреватель ИА REGNUM