Ассоциация политической науки Армении обратила внимание МГ ОБСЕ "на территориальные угрозы" Алиева

Москва, 31 Марта 2014, 13:36 — REGNUM  Ассоциация политической науки Армении на заседании 29 марта приняла Обращение к главам государств-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта в связи с заявлением президента Азербайджана Ильхама Алиева в адрес армянского народа и "неприкрытыми территориальными угрозами в отношении Армении".

Текст обращения 31 марта передан послам государств-постоянных членов Совета Безопасности ООН: Великобритании, КНР, России, США и Франции в Армении Кетрин Лич, Тянь Чанчуню, Ивану Волынкину, Джону Хефферну и Анри Рено.

Текст обращения распространен также среди всех международных миссий, аккредитованных в Армении. ИА REGNUM публикует полный текст обращения, представленного президентом Ассоциации политической науки доктором политических наук Гайком Котанджяном.

"19 марта сего года президент Азербайджана Ильхам Алиев на всенародных торжествах по случаю Новруза выступил с рядом необоснованных заявлений, в отношении которых Ассоциация политической науки Армении считает долгом обратиться к главам государств-сопредседателей Минской Группы ОБСЕ - президентам России, США и Франции. Судя по политическому содержанию, выбор даты выступления наследного главы Азербайджана был обусловлен не только желанием поздравить свой народ с восходящим к иранской культуре праздником Новруз, но и намерением воспользоваться международной политической конъюнктурой в интересах традиционной для президента Азербайджана политики торпедирования мирного процесса по урегулированию карабахского конфликта под эгидой МГ ОБСЕ.

Наряду с набором армянофобских клише типа "Армения - фашистское государство", произвольной трактовкой норм и принципов международного права, понятий "историческая справедливость" и "исторические земли", а также фактически угрожающими войной территориальными претензиями к Республике Армения, указанная речь содержит и ряд других, несовместимых со статусом главы государства формулировок. Основной посыл выступления Алиева заключается в том, что территориальная целостность государства применительно к Азербайджану не может быть изменена без его согласия, а само урегулирование под эгидой Минской группы ОБСЕ направлено на "восстановление" территориальной целостности Азербайджана и возвращение азербайджанцев на "древние азербайджанские земли", включающие, по его мнению, значительную часть территории Республики Армения. Подобное милитаристское толкование президентом Азербайджана права на самоопределение, противоречащее Целям и принципам ООН, сформулированным в пункте 2 статьи 1 главы I Устава ООН, как: - "Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира" - по существу отражает его кредо.

При этом президент соседнего государства, искажая суть современных международных отношений, декларирует, что в современных международных отношениях на первый план выходят "международное право вкупе с силовым фактором". Данное заявление главы соседнего государства содержит угрозу новых геноцидальных действий азербайджанских властей в отношении армян РА и НКР, подобных резне армянского населения Сумгаита, Кировабада (арм. Гандзак) и Баку в 1988 - 1990 годах. Такая угроза системного насилия, оглашенная президентом Азербайджана, воспринимается особо зловеще в преддверии 100-летия Геноцида армян в Османской империи.

В своих заявлениях глава соседнего государства исходит из того беспочвенного посыла, что самоопределение Нагорного Карабаха, якобы, не легитимно в связи с тем, что создание Нагорно-Карабахской Республики - как продукт референдума от 10 декабря 1991 года, проведенного в соответствии со Статьей 6 Закона СССР от 3 апреля 1990 г. "О ПОРЯДКЕ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ВЫХОДОМ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ ИЗ СССР", - не было согласовано с Азербайджанской ССР. На самом же деле Азербайджан, декларировав выход из-под советской государственно-правовой юрисдикции еще до проведения референдума в Нагорном Карабахе, законодательно закрепил отказ от необходимости согласования с ним дальнейшей судьбы Нагорного Карабаха.

Более того, Азербайджан в нарушение Статьи 3 Закона СССР "О ПОРЯДКЕ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ВЫХОДОМ СОЮЗНОЙ РЕСПУБЛИКИ ИЗ СССР", императивно сохраняющей: - "За народами автономных республик и автономных образований право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно правовом статусе", 26 ноября 1991 года принял закон об упразднении НКАО. И это при том, что на закате СССР, а именно 17 марта 1991 г., на референдуме по вопросу сохранения СССР подавляющее большинство его участников в Азербайджанской ССР высказалось за сохранение СССР. Население же Нагорно-Карабахской Автономной Области в голосовании участия не принимало.

Следует отметить, что Миссия по изучению ситуации в Нагорном Карабахе Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе признала закон Азербайджана от 26 ноября 1991 года об упразднении НКАО неконституционным. В дополнение, для уяснения также политико-исторических и политико-правовых оснований взаимоотношений между равноправными Нагорно-Карабахской Республикой (Республикой Арцах) и Азербайджанской Республикой важно обратить внимание на неоспоримый политический и юридический факт ненахождения когда-либо Нагорного Карабаха в составе независимого Азербайджана.

В рассматриваемый исторически сложный период Нагорный Карабах, опираясь на принцип равноправия народов, под контролем международных наблюдателей реализовал свое право на самоопределение посредством всенародного референдума от 10 декабря 1991 г., в строгом соответствии с требованиями международного права и действовавшего на тот момент советского законодательства. При этом окончательное политико-правовое оформление результатов референдума - согласно положениям Закона СССР о порядке решения вопросов, связанных с выходом Союзной Республики из СССР от 3 апреля 1990 г. - исключало возможность согласования с Аз. ССР и СССР по причине их официального упразднения к этому времени.

Вместе с тем, важно заметить, что согласно документам Комиссии по проведению референдума в Нагорном Карабахе азербайджанскому меньшинству в соответствии с буквой Устава ООН были предоставлены равные с армянским большинством права по свободному волеизъявлению, однако по указанию бакинских властей азербайджанцы Нагорного Карабаха были вынуждены отказаться от предоставленного права участия в референдуме. Таким образом, законосообразное самоопределение НКР и провозглашение им государственной независимости имели место в контексте распада единого союзного государства и создания на его месте новых государств, в том числе и самой Азербайджанской Республики.

Подходы Ильхама Алиева не выдерживают критики и с точки зрения Международного Суда ООН, который на основе пункта 2 статьи 1 Главы I Устава ООН в своём решении от 22 июля 2010 года огласил следующее заключение: "Никакого общего запрета на одностороннее провозглашение независимости не вытекает из практики Совета Безопасности... Общее международное право не содержит какого-либо применимого запрета на провозглашение независимости".

В свою очередь, формулировка Ильхама Алиева относительно активизации "международного права вкупе с силовым фактором" вызывает вопросы относительно неадекватности восприятия главой государства - президентом Азербайджана теории и практики современных международных отношений. Философия современных международных отношений подразумевает приоритетный поиск путей мирного политического разрешения проблем на основе фундаментальных принципов международного права, в том числе - права народов самим свободно определять свою судьбу - с исключением силы или угрозы ее применения. Именно данным подходом руководствуются государства-сопредседатели МГ ОБСЕ в своих постоянных усилиях по недопущению эскалации карабахского конфликта и поиску взаимоприемлемого мирного решения конфликта.

Ассоциация политической науки Армении рассматривает публично продекларированные главой соседнего государства армянофобские и милитаристские заявления как очередную попытку ухода от мирного конструктивного диалога, игнорирование усилий международных партнеров и нежелание брать на себя политическую ответственность за установление прочного мира между армянским и азербайджанским народами и народами региона в целом. Подменяя существующие проблемы защиты демократических свобод и прав человека в собственном государстве культивированием образа врага в лице армянского народа, расставленные президентом Алиевым акценты подтверждают его отказ от демократизации Азербайджана.

Все это дает основание пригласить внимание мировой общественности, в том числе честных сынов и дочерей азербайджанского народа, к тому факту, что наследственный режим Азербайджанской Республики продолжает подрывать усилия Минской группы ОБСЕ по формированию мер доверия между сторонами карабахского конфликта, отвергая правду и возможности признания законности референдума 1991 года в Нагорном Карабахе, а также легитимности Нагорно-Карабахской Республики как реальной основы для мирного сосуществования армянского и азербайджанского народов.

Профессиональное сообщество политологов Армении в лице Ассоциации политической науки призывает страны-сопредседатели МГ ОБСЕ обратить внимание президента Азербайджанской Республики на недопустимость для должностного лица со статусом главы государства произвольного толкования норм международного права, спонсирования искажения исторической правды, пропаганды ксенофобии и войны, что противоречит ценностям, миссии, принципам и целям ООН, ОБСЕ и ее Минской группы".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
10.12.16
Почему Россия позволяет унижать и дискредитировать себя?
NB!
10.12.16
«Вольсбург» продолжает опускаться в зону вылета
NB!
10.12.16
Запад снял с Порошенко иммунитет от «свободы слова»
NB!
10.12.16
Государство намекает Церкви на важность идти путем милосердия
NB!
10.12.16
Порты: Россия хочет повоевать с Прибалтикой за белорусский нефтетранзит
NB!
10.12.16
Репрессии в Минске: о чём на самом деле идёт речь
NB!
10.12.16
Репрессии в Минске: Эксцесс исполнителя? Кому это выгодно?
NB!
10.12.16
Официальный Минск преследует ИА REGNUM за критику дрейфа властей на Запад
NB!
10.12.16
Бизнес или политика: почему Грузия отдаёт Азербайджану газопровод Север-Юг?
NB!
10.12.16
Мининформ Белоруссии признал политическими свои репрессии против СМИ
NB!
10.12.16
Православные России выступили против политических репрессий в Белоруссии
NB!
10.12.16
«Помните же – не верьте отступлению»: Крымская война
NB!
10.12.16
Грузия: Мечты сбываются?
NB!
10.12.16
Уголовщина в московском ЖКХ: «Для вас закон — платить!»
NB!
10.12.16
WP: ЦРУ подозревает РФ в поддержке Трампа на выборах
NB!
10.12.16
«Не устал, не ухожу» — президент Гамбии передумал отдавать власть
NB!
10.12.16
«Секрет английского футбола» — изнасилования воспитанников футбольных школ
NB!
10.12.16
Госдеп США: Импичмент президента Южной Кореи должен пройти «мирно и плавно»
NB!
09.12.16
25 лет СНГ: некоторые итоги
NB!
09.12.16
Остановит ли Великая Китайская стена парад западных суверенитетов?
NB!
09.12.16
Японцы хотят создать против нас общий фронт
NB!
09.12.16
Брюссель — Порошенко: где деньги, Пётр?