Та часть общества, которую латвийские националисты условно называют "пятой колонной", весьма атомизированна и состоит из совершенно разных людей с разными взглядами. Об этом в эфире программы "Латвийского Радио-4" "Александр-студия" рассказал политолог Сергей Анцупов.

"Пятая колонна - это 700 тысяч совершенно разных человек с абсолютно неодинаковыми взглядами. Многие из них не видели СССР, не понимают, что это вообще было, живя в европейской стране", - указал политолог. По словам Анцупова, проблема неграждан заключается не в том, что для них привлекательна Россия, но в равнодушном отношении латвийского правительства к их судьбе.

Свое мнение политолог обосновал негативными демографическими показателями: "Пока политики говорят, что главная проблема в Латвии - это пятая колонна, в стране на 32% сократилось число молодежи. Это катастрофа, которая обрекает страну на вымирание. Властям следует думать об этом, а не о "пятой колонне". Нам нужно настроиться на тяжелые времена и объединяться ради самосохранения и построения у нас в стране нормального государства".

В свою очередь второй участник дискуссии, журналист, учредитель портала и журнала IMHOclub Юрий Алексеев высказал мнение, что рассуждения о "пятой колонне" в Латвии не лишены под собой основания. Но, по его словам, следует помнить, что речь нужно вести не о "пятой", а скорее о "второй колонне". "У нас соотношение латышей и нелатышей составляет 60 на 40. Два года назад состоялся референдум за русский язык, как второй как государственный. Наши политологи и политики с латышской стороны говорили: "Да вы что, это все мутит группа маргиналов, 10-15 человек во главе с отмороженным Линдерманом. Нормальные люди в этом референдуме участвовать не будут". А в итоге в референдуме поучаствовали 273 тысячи жителей. Все нелатыши, которые могли проголосовать, проголосовали за русский язык", - сказал Алексеев.

"Плюс еще в стране есть еще 300 тысяч людей, которые не берут гражданство. Также, выяснилась крайне неприятная особенность - в год натурализуются меньше тысячи человек в год, а российское гражданство берут около 7 тысяч... Их число каждый год увеличивается. В совершенно разумных целях люди хотят получать более высокую пенсию, которая индексируется больше латвийской процентов на 30!", - подчеркнул Юрий Алексеев.

По мнению эксперта, ошибкой было бы думать, будто уйдет старшее поколение, и ситуация нормализуется, латвийское общество станет более гомогенным - эта раздробленность воспроизводится снова и снова, с последующими поколениями. Как отметил Алексеев, это происходит потому, что правящие политики играют на языковом вопросе по печально известному принципу национал-радикалов "нам не нужно, чтобы вы знали язык - нам нужно, чтобы вы знали свое место".

"У меня двое сыновей, и это не я им сказал - мол, латыши плохие. Как бы я это сказал? - у старшего сына мать - латышка. Но они же не тупые! Они не в вакууме живут и все видят. Из их разговоров я понял: первое, что подрастающее поколение из русских семей восприняло как удар - это реформа-2004. Потому что они понимают, эта реформа была не для того, чтобы они выучили латышский язык, а чтобы ткнуть, унизить", - заявил Алексеев.

Напомним, что изначально целью проведенной в 2004 году в Латвии "школьной реформы" был перевод русских школ на латышский язык. Но столкнувшись с массовыми протестами русской общины, власть согласилась на так называемый "билингвальный вариант". Однако, согласно принятой в январе этого года коалиционной декларации, в 2018 году планируется окончательно перевести русскоязычные школы на государственный язык (за исключением предметов по родному языку и литературе)