События в Крыму схожи с ситуациями вокруг Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, Чечни, а также турецкой части Кипра тем, что во всех из них в своё время были проведены референдумы по обретению нового статуса. Указанные референдумы имели один и тот же недостаток - они произошли без международной легитимации. Об этом в интервью корреспонденту ИА REGNUM заявил старший научный сотрудник по Кавказу Фонда Карнеги, известный британский эксперт Томас де Ваал.

Как заметил де Ваал, референдумы в указанных государственных образованиях не нашли международного признания, поскольку отсутствовал международный механизм, при котором "спорный субъект" смог бы приобрести новый международный статус и "развестись" со страной, считающей его частью своей территории. В случае Косово, по мнению эксперта, такой "развод" также имел место, что создало опасный прецедент, однако резолюция ООН 1244 давала Косово промежуточный статус, а Приштина и Белград вели переговоры много лет. "Я не исключаю теоретическую возможность такого развития событий в Крыму и Карабахе, но здесь необходим, как минимум, тот уровень серьёзных переговоров, который был с Косово, чтобы процесс сдвинулся с места", - пояснил Томас де Ваал.

Коснувшись темы нагорно-карабахского урегулирования, британский эксперт подчеркнул, что в целом у него нет серьезных ожиданий от возобновившегося после завершения избирательного цикла в конфликтующих странах переговорного процесса на уровне президентов. "К сожалению, нет (ожиданий). Конечно, хорошо, что президенты стали встречаться снова, но чтобы переговорный процесс по Карабаху стал реальным и существенным, необходим формат, при котором лидеры могут делиться мнениями и взглядами в постоянном режиме. Я имею в виду какой-то перманентный двухсторонний канал. Встречи на уровне президентов на несколько часов и несколько раз в год недостаточны для решения такого сложного конфликта", - считает собеседник.

Возвращаясь к вопросу Крыма, эксперт, в частности, отметил, что ситуация вокруг полуострова вызвала опасения у партнеров России по Таможенному союзу - Казахстана и Белоруссии. На его взгляд, следует ожидать "тихого сопротивления" лидеров указанных государств стремлению России углубить и расширить интеграционные процессы на постсоветском пространстве. "Уже наблюдаем, что Белоруссия и Казахстан опасаются, что за Таможенным союзом более глубокий интеграционный процесс, который угрожает их суверенитету, а также дистанцирует их от Запада и соседей. Думаю, что и в Армении (Ереван находится в процессе вступления в Таможенный союз - прим. ИА REGNUM) такие опасения есть, хотя они лучше скрываются. Президенты этих стран очень осторожно высказываются по поводу ситуации на Украине. Поэтому следует ожидать, что будет тихое сопротивление российскому процессу", - сказал старший научный сотрудник по Кавказу Фонда Карнеги.

Эксперт коснулся также темы о будущем сотрудничестве Армении с Европейским союзом на фоне вступления страны в Таможенный союз, подчеркнув, что в новой концепции ЕС по программе "Восточное партнерство" должно быть место и для Еревана. "На данный момент Европейский союз должен разработать новую концепцию проекта "Восточное партнерство", который учитывает новые реалии. По идее, в этой концепции должно быть место и для Армении, но пока очень рано об этом говорить", - заключил Томас де Ваал.