В Казани состоялась всероссийская конференция "Конфликты в социальной сфере", организованная на кафедре Социальной и политической конфликтологии КНИТУ. Ученые обсудили ряд актуальных проблем, требующих регулирования, включая этнорелигиозные конфликты и смену геополитической ситуации, сообщает 28 марта корреспондент ИА REGNUM.

"Присоединение Крыма к России просто перевернуло мировую шахматную доску, - рассказал профессор-историк Энгель Тагиров. - Раньше такими поворотными событиями истории были мировые войны. В этот раз все случилось иначе. Население Земли стремительно растет, время сжимается. Люди зачастую не успевают воспринять новую информацию и новые условия жизни. Увеличивается количество конфликтов. И искусство грамотного их регулирования выходит на первый план".

"Отметим, что волжские татары и крымские - это разные народы, - уточнил профессор-социолог Александр Салагаев, отвечая на вопросы студентов об этнорелигиозных конфликтах. В русских летописях крымских татар обычно называли половцами, они населяли Хазарский каганат. Однако сейчас этнорелигиозных конфликтов хватает и в самом Татарстане. В республике имеется три национальных движения - русское, татарское, кряшенское. Татарское было активно в начале 1990-х, когда Борис Ельцин в Казани после надоедливых вопросов о суверенитете республики на эмоциях ответил: "Да берите, сколько сможете". Местные русские демократы не препятствовали тогдашним инициативам в РТ, все идеи татарского движения были поддержаны, приняты определенные законы. Правда, затем, при Владимире Путине, пришлось менять законодательную базу. В конце 1990-х татарское движение пошло на спад, так как все требования уже были выполнены, остались активны лишь радикалы, выступающие до сих пор за отделение РТ от России. В это время появилось русское движение, оно было, прежде всего, культурным. С начала 1990-х власти РТ мало поддерживали русскую культуру, не проводились даже многие традиционные праздники. Общество русской культуры РТ стало организовывать Масленицу, Каравон и другие мероприятия. Активисты русского движения отстаивали право полноценного изучения русского языка. Это не всегда было удобно татарской этнократии, поэтому позже местными властями была создана "карманная" русская организация, которая теперь уже не поднимает острые вопросы. Примерно такой же был путь и у кряшенского движения, которое тоже активно действует с конца 1990-х. Оно боролось, прежде всего, за свою этническую идентичность и самоопределение. Главный идеолог Аркадий Фокин всегда подчеркивал, что кряшены это отдельный народ, который был крещен еще до прихода в Казань Ивана Грозного. Такая риторика не нравилась многим в руководстве республики. Была создана официозная, "ручная" кряшенская организация, которая отождествляет теперь себя с татарами. Стоит отметить, что эти конфликты стали этнокультурными и перешли в СМИ, интернет, конференции".

"Россия периодически, как маятник, возвращается то к позиции славянофилов, то к позиции западников, - рассказал о конфликтах в духовной сфере профессор-политолог Сергей Сергеев. - Страна то открывается для западных идей, то закрывается. Сейчас складывается впечатление, что Россию снова ждет изоляция от западного мира. На это чутко реагируют и творческая интеллигенция, появляются мрачные произведения о будущем России, в которой будет восстановлена монархия, а все "западенцы" будут в опале".