Политологи Литвы, выслушав годовое послание президента Литвы, которое глава страны сделала сегодня, 27 марта, разделились на два лагеря, пишет литовский портал 15min.lt. Одни утверждают, что оптимизм в нем звучал только из-за того, что вскоре пройдут президентские выборы, а другие объясняют, что президент говорила оптимистически из-за того, что с возникновением угрозы безопасности Литвы она естественным образом объединяет народ.

Политический обозреватель Марюс Лауринавичюс придерживается последнего мнения. По его словам, это послание президента было, наверное, лучшим из ее сказанных когда-либо речей. Президент говорила оптимистически и стремилась объединить народ, утверждает он. Правда, Лауринавичюс признает, что, говоря об обороне, президент могла быть конкретнее.

"Она сказала, что мы за пять лет достигнем финансирования обороны в размере 2% ВВП. Это хорошо, но мне не хватило слов о том, что мы должны делать сейчас. Разведывательные службы США оценивают, что для нас, стран Прибалтики, возникла реальная угроза захвата территории. Угроза существует сегодня, я не вижу никакого высказывания президента о том, что мы должны делать сегодня", - обратил внимание Лауринавичюс.

По его словам, другие руководители государств, например, президент Эстонии, говорит о том, что его страна сегодня делает, чтобы улучшить свои оборонные силы, между тем высказывание Грибаускайте было абстрактным. "Я не услышал четко сформулированной идеи, что наша безопасность в первую очередь зависит от нас самих, она не назвала ни конкретные расходы, ни покупки для обороны. А мы обязаны сегодня отправлять сигналы и России, и партнерам, чтобы мы готовы всеми силами защищаться. Эти сигналы, что мы готовы чем-то жертвовать и защищаться, мы не отправляем", - сказал политолог.

Также он заметил, что в послании президента не были названы наши партнеры по региональному сотрудничеству. "Ничего не было сказано о Польше, ничего не было четко сказано о большем сотрудничестве стран Прибалтики. Мы должны признать, что отношения с Польшей очень плохие, я надеюсь, что этот кризис их улучшит, но президент этого не сказала. Также мы не можем назвать отношения со странами Прибалтики стратегическим партнерством, а это уменьшает нашу безопасность", - сказал он.

Политолог Альгис Крупавичюс уверяет, что в годовом послании президента Дали Грибаускайте не услышал ничего нового. Это обычная предвыборная оптимистическая речь. По словам Крупавичюса, президент в нем сказала только то, что должна была. Начала с внешней политики и воспользовалась возможностью застраховаться от будущей критики в избирательной борьбе. "Сообщение было предвыборным, оптимистическим. Президент пыталась немного отчитаться за работы своего срока полномочий и немного застраховаться от будущей критики во время выборов", - сказал он.

Крупавичюс уверяет, что это было первое годовое послание президента, которое было начато с обсуждения главной ответственности главы страны - внешней политики. Правда, он добавил, что в нынешней ситуации было бы странно, если бы было иначе. Также президент, по словам политолога Крупавичюса, в первый раз, хоть и стиснув зубы, признала, что совершила ошибки, то же самое замечает и Лауринавичюс.

Правда, Крупавичюс утверждает, что свои ошибки президент признает только для того, чтобы застраховаться от будущей критики во время дебатов о президентских выборах. "Что касается критики в адрес прокуратуры, то я думаю, что президент в последнее время единственная не видела, что король голый. В адрес Дарюса Валиса уже высказано очень много критики, но ранее она это игнорировала. Сейчас нехотя пытается признать, что он не был лучшим выбором, и это своеобразная подстраховка перед выборами. Я бы не удивился, если бы перед выборами он вообще ушел бы в отставку", - размышляет Крупавичюс.

Между тем Лауринавичюс утверждает, что самокритика в сообщении президента появилась потому, что в сложной ситуации она всеми силами пытается сплотить народ. "На пороге угрозы сообщение на самом деле сплачивающее. Не раскалывающее, не тыкание пальцами. Даже критика в адрес конкретных учреждений была не тыканием пальцами, а стремлением показать хорошие примеры и призвать следовать им. По сравнению со всеми предыдущими, в этом послании появилось место даже для самокритики", - сказал Лауринавичюс.

Политолог Крупавичюс еще добавил, что в этом годовом послании он надеялся услышать планы президента, что она намеревается делать, если будет избрана на второй срок. Но президент этого не сказала. "У президента никогда и не было четкой программы, поэтому ожидания, что она в своем годовом послании обозначит какие-либо основы, были слишком большие", - сказал он.