В период, предшествовавший воссоединению Крыма с Россией, и после него первые лица в Татарстане отметились заявлениями, исполненными высокого патриотизма. При этом в социальных сетях продолжают активно действовать местные группы татарских сепаратистов, что позволяет казанским экспертам усомниться в искренности заявлений представителей татарстанской элиты.

В качестве последнего примера наблюдатели указывают на слова спикера татарстанского парламента Фарида Мухаметшина, которые выступая в Европарламенте, заявил: "Международное европейское сообщество - само представляющее интересы народов своих стран, не вправе игнорировать факт свободного демократического волеизъявления тех граждан, которые высказались за воссоединение с Российской Федерацией". Однако на республиканском уровне различные группы татарских национал-сепаратистов, представляющие, в том числе зарегистрированные общественные организации, такие, например, как "Алтын Урда" ("Золотая орда") и СТМ "Азатлык", не снижают накала антироссийской риторики, регулярно публикуя в социальных сетях антироссийские и русофобские материалы. На этом фоне продолжением политики двойных стандартов выглядит начатое уголовное преследование одного из лидеров русских националистов в Казани Витольда Филиппова, у которого на днях прошел обыск и изъятие компьютерной техники.

"Я бы поверил высокопарным патриотическим заявлениям лидеров региона в ЕС, если бы за их словами стояли реальные дела, - комментирует ситуацию казанский политолог Глеб Прожилов. - Например, никто из них никак не отреагировал на слова главы московского крымско-татарского землячества Эрнста Кутдусова, заявившего, что "русские - это потомственные рабы". Не было даже попытки осуждения. Конечно, можно ездить в Крым, исполняя директивы Москвы, но меняется ли от этого суть внутренней политики Казанского кремля, отношение к тому же "русскому вопросу"? Поэтому такой патриотизм элиты Татарстана пропитан фальшью".

"Складывается ощущение, что власти Татарстана ведут свою игру, - считает исламовед, эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов. - Вероятно, Казанскому кремлю выгодно разыгрывать "крымскую карту", поскольку это упрочит в глазах Москвы вес местной элиты, взявшейся опекать крымских соплеменников. С другой стороны, активность лидеров Татарстана в "крымском вопросе" можно расценивать как работу на своего рода "индульгенцию" от федералов за существенные просчеты во внутриреспубликанской политике. Таким образом местная элита рассчитывает продлить право на продолжающуюся этнократию в органах государственной власти республики, на "эксперименты" с исламизмом и, по сути, на господдержку только одной из двух главных конфессий в регионе, на нерешенные "кряшенский" и "русский" вопросы. Не исключено, что на фоне крымских побед России татарстанские власти продолжат у себя политику двойных стандартов, давление на местных русских активистов будет только усиливаться, а татарские сепаратисты будут так же активно работать в республике".