Эксперты национального парка "Куршская коса" в Калининградской области выразили обеспокоенность планами Литвы построить мост на своей части косы. По словам литовских властей, реализация этого проекта позволит решить ряд экономических задач: ликвидировать убыточную паромную переправу и реконструировать клайпедский морской порт.

Начало строительства, по информации литовских СМИ, намечено на 2020 год, но уже сейчас проект вызывает тревогу специалистов российского национального парка "Куршская коса".

Для того, чтобы осуществление такого глобального решения не возымело чрезвычайных и необратимых последствий, необходим научный и взвешенный подход, всесторонняя оценка всех возможных влияний, которые будет оказывать изменение условий существования полуострова, сообщили сегодня, 25 марта, корреспонденту ИА REGNUM в руководстве парка.

"Не зря довоенное немецкое правительство, потратившее колоссальные средства и усилия на спасение Куршской косы от песчаной катастрофы, ввело запрет на проезд по территории полуострова любых видов моторного транспорта и развивало судоходство по Куршскому заливу", - сказал представитель заповедника.

C появлением моста по косе будет идти непрерывное движение транспорта, включая ночное время, что неминуемо приведет к увеличению количества сбитых животных. Из них наиболее уязвимым является самый крупный обитатель Куршской косы, своего рода символ этих мест - лось. Популяции Куршского лося грозит реальная опасность: если сейчас на дороге косы гибнет один-два лося в год, то увеличение потерь до трех-четырех особей в год может привести к его окончательному исчезновению.

Не следует также забывать о том, что Куршская коса является трансграничным объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Литва и Россия дали ряд обязательств мировому сообществу, и высокий статус косе был присвоен. Ключевым обязательством является то, что визуальный облик наследия не поменяется. Облегчение транзитного пути по территории косы с появлением моста не может не привести к кардинальным изменениям облика этого редкого памятника природы и культуры.

Из материалов русскоязычных литовских СМИ следует, что ЮНЕСКО беспокоит не то, что мост испортит внешний вид косы, а то, что в результате появления новой транспортной связи полуостров вообще может оказаться под водой. У косы нет твердого основания, она намыта песками впадающего в Куршский залив Немана. Если по каким-то причинам баланс будет нарушен, и песок перестанет оседать на мелях, укрепляя косу, та может просто уйти под воду, перечеркнув более чем вековые усилия немецких, советских, а затем российских и литовских ученых по консервации полуострова.

Посол постоянного представительства Литвы при ЮНЕСКО Арунас Гелунас заявил, что мост на Куршскую косу может вызвать претензии у России, после чего министр охраны окружающей среды Литвы Валентинас Мазуронис призвал к всестороннему обсуждению проекта.