Главная задача политической и национальной элиты Алании (Осетии) "заключается не в умножении риторических заявлений о неприкосновенности "государственного суверенитета" Республики Южная Осетия и не в гипотетических заявлениях о единстве осетинского народа, а реальные политические действия способные придать процессу интеграции юга и севера Алании необратимый характер". Об этом заявил директор Института национального развития, доктор политических и экономических наук Хадзымат Дзанайты во Владикавказе на научно-практической конференции"Государственность и политическое устройство Алании-Осетии: история, состояние и перспективы развития".

"Данная интеграция становится возможной лишь при совместной реализации ключевой, основополагающей задачи по формированию единой в политическом и территориальном смысле парламентской Республики Алания субъекта РФ", - считает Дзанайты.

По его словам, ситуация с развитием государственности осетинского народа, институализации политических систем в рамках РСО - Алания, РЮО напоминает своеобразный "бег на месте". "То есть, называя вещи своими именами, следует сказать о том, что реального прогресса в этих архиважных областях не наблюдается", - заявил Дзанайты.

"Перманентное перекраивание национальной территории Алании привело к тому, что если на определенном историческом этапе граница между Грузией и Аланией проходила возле ее старой столицы г. Мцхета, т.е. в 20 км севернее г. Тифлиса, то в последствии, миновав Главный кавказский хребет она переместилась на территорию Северного Кавказа. Поэтому на сегодняшний день часть территории Алании-Осетии находится в составе Российской Федерации (РСО - Алания), другая часть в составе Республики Южная Осетия и третья часть в составе Грузии. Вот до какого абсурда можно довести дело, если отсутствует политическая воля необходимая для реализации законных прав разделенного осетинского этноса жить одной судьбой в своем родном отечестве - России", - сказал Дзанайты.

Как полагает Дзанайты, необходимо "начать формирование единой, общей для народа Алании эгрегориально-матричной среды", "в этом заключается основное условие, способствующее сохранению алан (осетин), как народа (нации), в надвигающемся на Кавказ глобальном хаосе".

Безусловно, считает он, "при всем многообразии причин, препятствующих решению данного жизненно важного вопроса, главенствующей из них выступает отсутствие политической воли у, господствующей длительное время в Алании (РСО - Алания, РЮО) эрзац-элиты". "Их безынициативность уже не раз приводила к возвратным действиям, когда агрессор признавался жертвой, а жертва как минимум приравнивалась в своих действиях к агрессору. Именно эта аморфная, безликая позиция привела к тому, что сегодня все чаще стали раздаваться голоса в пользу развития РЮО в качестве самостоятельного суверенного государства. По мнению сторонников данного подхода, он в наибольшей мере отвечает национальным интересам народа Алании", - заявил Дзанайты.

В принципе, отметил он, нет ничего плохого в том, если произойдет превращение РЮО из нынешнего состояния - квазигосударства в самодостаточного субъекта политических и экономических отношений, члена ООН и других авторитетных международных институтов. "Весь вопрос в том, насколько возможна трансформация этих радужных пожеланий в конкретные действия и превращение их в реальность", - сказал Дзанайты.

Он обращает внимание на "несопоставимость Вооруженных сил РЮО и задач по охране ее государственных границ. "Более того, значительно возросший за последние десятилетия военный потенциал Республики Грузия делает трудновыполнимой задачу по эффективному противостоянию данному потенциалу со стороны Вооруженных сил РЮО без внешней помощи. Наглядным подтверждением сказанному являются события августа 2008 г. За прошедшие пять лет ситуация, к сожалению, кардинальным образом не изменилась. И сегодня обороноспособность республики, защита ее внешних границ осуществляется за счет Вооруженных сил РФ", - отмечает Дзанайты.

Не менее плачевная ситуация сложилась и в сфере социально-экономического развития Южной Осетии, сказал он. "... Здесь даже речи не может идти о соблюдении достаточных условий, способствующих окончательному формированию самодостаточной конкурентоспособной модели социально-экономического развития края", - считает Дзанайты.

"Государство (РЮО) на сегодняшний день не в состоянии выполнять элементарных социальных обязательств перед своим незначительным по численности населением (численность населения 30 - 36 тыс. чел, экономически активное население 15 - 18 тыс. чел). Подтверждением сказанному являются выплаты пенсий Пенсионным фондом России гражданам Республики Южная Осетия, которые одновременно являются гражданами РФ, - говорит Дзанайты. "О наличии, какого "государственного суверенитета" в этих конкретных социально-экономических условиях может идти речь?" - спрашивает он.

"Относительно внешней и внутренней политики проводимой руководством РЮО. Из порядка 193 государств, членов Организации Объединенных Наций Республику Южную Осетию на начало 2014 г. признало четыре государства. Данное обстоятельство по определению делает невозможным проведение руководством республики, какой бы то ни было самостоятельной внешней политики", - сказал Дзанайты.

"Тогда в чем смысл борьбы сторонников сохранения, виртуального "государственного суверенитета" РЮО и, соответственно, раздельного развития социумов юга и севера Алании? Какие великие цели могут оправдать содержание за счет народа Алании двух непрофессиональных парламентов, двух некомпетентных правительств, двух президентов (глав республик), которых он не выбирает, при их полной отстраненности от решения его судьбоносных задач?" - спрашивает Дзанайты.

По его словам, "и сегодня сохраняются широкие возможности по политическому манипулированию Южной Осетией, а значит и Осетией в целом". "То есть народ Алании вольно или невольно остается заложником политических игр, проводимых глобальными и региональными игроками на Кавказе. В условиях политической непредсказуемости, отсутствия действенного контроля со стороны государства (РЮО, РСО - А) практически за всеми видами безопасности социально-политическое, экономическое развитие края не может носить устойчивого, поступательного характера. Очевидно, что только ведение РЮО в конституционное поле РФ позволит свести это манипулирование к минимуму и сделает невозможным возврат к делению Алании по территориально-политическому признаку. Тем самым будут созданы реальные предпосылки для формирования и развития единой этносоциальной, социокультурной матрицы аланского народа", - полагает Дзанайты.

Он также считает "не основанным на реализме" "тезис о том, что возможное решение РФ о включении в свой состав РЮО приведет к резкому ухудшению ее отношений с Западом. "Во-первых, руководство России для принятия данного решения имеет бесспорные юридико-правовые, исторические основания; во-вторых, воссоединение или не воссоединение РЮО и РСО - Алания в составе РФ не является определяющим фактором, обуславливающим ее противостояние с Западом. Последние имеет глубокие корни и обусловлено, прежде всего, естественно-исторически сложившимися геополитическими, геоэкономическими причинами. Поэтому, воссоединение народа юга и севера Алании в составе РФ, напротив, придаст ей дополнительный политический вес и, тем самым, упрочит ее позиции на мировой политической арене", - сказал Дзанайты.

Напомним, после присоединения Крыма и Севастополя к России в качестве новых субъектов, начались проводиться параллели также с Южной Осетией и Абхазией. МИД Абхазии заявил, что референдум в Крыму для Республики не прецедент. А в Южной Осетии о возможности вхождения в состав России заговорила снова непарламентская партия "Единая Осетия", которая в январе уже предлагала одновременно с намеченными на июнь парламентскими выборами провести референдум о воссоединении Южной Осетии с Северной и вхождении в качестве единого субъекта в состав РФ. В руководстве Республики тогда заявили, что для проведения такого референдума пока не время.

19 марта во Владикавказе в ходе круглого стола, посвященного теме присоединения к России Крыма профессор Северо-Осетинского государственного университета Руслан Бзаров заявил, что если вопрос о будущем Южной Осетии обсуждать всерьез, то "нужно отказаться как от налета предвыборной агитации, как это иногда происходит, так и от романтических ссылок на совершенно безальтернативную, а потому не требующую рассуждений, цель политического и территориально-административного единства осетинского народа". "Речь должна идти о другом. Республика Южная Осетия находится в российском государственном, политическом, культурном пространстве. Можно сказать, что Южная Осетия - дочернее государство Российской Федерации", - сказал Бзаров. Дальнейшая судьба Республики будет определяться интересами и волей осетинского народа, считающего Россию своей страной, но также еще и интересами российского государства, отметил он. "Этим факторам также нет альтернативы, именно они определяют ситуацию в каждый исторический период, - сказал историк, - примером может служить нынешнее положение Осетии: она, несомненно, едина, но в том политическом формате, который оказался оптимален в 2008 году".

Доктор политических наук Альберт Дудайти в ходе этого же круглого стола во Владикавказе заявил, что "пора уже Южной Осетии присоединиться к России, хватит играть в детские игры". Ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований Яна Амелина полагает, что Южная Осетия может войти в состав в России не сливаясь с Северной Осетией, а в качестве отдельного субъекта РФ.

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко 22 марта заявила, что ни Абхазия, ни Южная Осетия, ни Приднестровье не обращались с просьбой о присоединении к России, и этот вопрос не стоит на повестке дня. "Сейчас об этом говорить нецелесообразно", - сказала она.

Матвиенко подчеркнула, что "не нужно пытаться выставить сейчас Россию как государство, которое готово что-то захватывать". "Этот вопрос (включение в состав новых территорий) в повестке дня не стоит. Ситуация по Крыму - это особая, отдельная специальная ситуация. Сегодня просто восстановлена историческая справедливость", - заявила она.

Российские эксперты, в том числе Михаил Ремизов, Сергей Маркедонов и другие, заявляют, что России незачем сейчас пересматривать каким-то образом свою политику в Закавказье и заниматься присоединением территорий.