Принятие Гражданского кодекса Южной Осетии, экономической конституции республики, давно назрело, и было крайне необходимым, считает депутат югоосетинского парламента Геннадий Кокоев.

Ранее в республике пользовались Гражданским кодексом Российской Федерации, однако, отметил Кокоев, некоторые его нормы не отвечали югоосетинским условиям.

Он обратил внимание на различие в законодательствах Южной Осетии и России, касающиеся, в частности, земельных отношений. "В законодательстве наших стран, в части отношения к земле и собственности на землю имеются достаточно значительные различия. В России существует частная форма собственности на землю, в Южной Осетии этого нет. У нас вся земля, природные ресурсы, недра являются собственностью государства. Это объективная необходимость, которая вызвана многими факторами, в том числе и тем, что Южная Осетия является относительно небольшим государственным образованием, и здесь есть проблема малоземелья", - считает Кокоев.

Он указал, что из 4,5 тыс. кв. метров земли только 800 кв. метров являются пригодными для проживания, а 80% составляют лесные массивы и горные склоны.

"Государственная собственность на землю в Южной Осетии продиктована необходимыми условиями и формой нашего существования. В то же время у государства могут возникнуть совершенно необходимые для обеспечения безопасности потребности в том или ином участке земли. Для таких исключительных случаев в ГК прописана норма - изъятие земли для государственных и муниципальных нужд. При этом изъятие должно будет компенсироваться выделением равноценного земельного участка, а недвижимое имущество после его оценки независимыми экспертами должно быть компенсировано в денежном эквиваленте. В России все компенсируется в денежном эквиваленте. Это, я считаю, приемлемый вариант в таких случаях", - сказал парламентарий.

Говоря о других различиях в югоосетинском и российском ГК, Кокоев отметил, что если такие и есть, то их очень немного. "Наш Гражданский кодекс - это аналог российского. И это тоже в принципе оправдано. Россия является страной, признавшей нашу независимость, это наш основной и, чуть ли, не единственных экономический партнер в силу политических обстоятельств. Поэтому аналогия нашего Гражданского кодекса российскому документу логична", - считает Кокоев.

"Мы не могли вносить в документ изменения. Теперь у Южной Осетии есть свой Гражданский кодекс, все нормы которого применимы к нашим реалиям, и в который, по мере необходимости, парламент может вносить свои поправки", - добавил он.

По мнению депутата, документ, может быть, не столь важен для привлечения внешних инвестиций в экономику Республики, но в разработке находится и законопроект об инвестиционной деятельности, который упорядочит многие вопросы в этой области. "Закон послужит определенным обоснованием для привлечения в Республику инвестиций, без которых развитие экономики сложно представить", - пояснил Кокоев.

Как уже сообщало ИА REGNUM, 19 марта парламент РЮО принял Гражданский кодекс и в первом чтении закон о его введении в действие. До настоящего времени в Южной Осетии пользовались Гражданским Кодексом Российской Федерации, аналогом которого, по сути, стал вновь принятый документ. Исключение составили лишь несколько положений, в которых речь идет о правах собственности на землю.

В частности, речь идет об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Согласно этому пункту, земельный участок может быть изъят у владельца для государственных и муниципальных нужд с предоставлением ему другого земельного участка. Эта мера осуществляется государственными органами исполнительной власти по соглашению с владельцем изымаемого участка. Недвижимое имущество, находящееся на участке, компенсируется владельцу денежными средствами. Если владелец не согласен с выкупной ценой недвижимого имущества, орган государственной власти обращается в суд.

К таким правилам в югоосетинском обществе отнеслись неоднозначно. Разъяснения по этому поводу дал и.о. министра юстиции Мурат Ванеев, который отметил, что нормы Гражданского Кодекса об изъятии земельных участков - общемировая практика, которая применяется в исключительных случаях.

"Данная норма зафиксирована таким образом, чтобы не было нарушения прав человека, который этим участком владеет. Речь идет не только о земельном участке, но и о недвижимом имуществе, которое на этом земельном участке стоит. Поэтому, в законодательном акте четко прописано, что в случае, когда земельный участок изымается для государственных или муниципальных нужд, то владельцу предлагается другой участок. Кстати, по соглашению с ним. То есть будут обговариваться все моменты, - место участка, его характеристики и т.д.", - сказал Ванеев.

Что касается недвижимого имущества, пояснил и.о. министра, будет произведена рыночная оценка независимыми экспертами, а сумма компенсируется гражданину. "Это не значит, что принятие данного законопроекта позволит без разбора забирать землю у кого угодно. В случае, если государственный уполномоченный орган не придет к согласию с владельцем, когда гражданин может посчитать, что предлагаемый земельный участок несоразмерен, то орган власти обращается в суд, где каждая сторона будет доказывать свою правомерность", - отметил Ванеев.

Что касается введения частной собственности на землю, по мнению представителей руководства Республики, пока в Южной Осетии не отрегулированы земельные отношения, предоставление земли в частную собственность преждевременно.