В общественном и политическом дискурсе Азербайджана вопрос Карабаха постепенно теряет свою актуальность, в настоящее время это не вопрос номер один повестки страны. Гораздо важнее вопрос распространения политического ислама. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил 20 марта руководитель департамента конфликтологии Института мира и демократии в Баку, политолог Ариф Юнусов, выступая в Ереване на конференции "Партнерство НАТО на Южном Кавказе. Стратегический подход к региональной безопасности", передает корреспондент ИА REGNUM.

Как считает Юнусов, потеря актуальности карабахской проблемы объясняется затяжным переговорным процессом, где нет существенного сдвига. На самом деле состояние "ни войны, ни мира" удовлетворяет обе стороны конфликта, добавил он. Распространение политического ислама в Азербайджане Юнусов объяснил тем, что общество разочаровалось в установке "нефть в обмен на Карабах".

В азербайджанском обществе, как рассказал политолог, существуют три варианта выбора - Запад, Россия и политический ислам: "В 90-ых годах Россия воспринималась как сторонник Армении в карабахском конфликте, и тема пророссийского выбора была закрыта. Тема ислама также была неактуальна, поскольку ассоциировалась с Ираном, и оставался только вариант Запада, и процесс до 2003 года шел по нарастающей". По его словам, для азербайджанского общества выбор Запада был в некотором смысле похож на "американскую мечту" и отражался примерно в установке: "продадим нефть Западу, разбогатеем и возьмем Карабах".

Как заметил Юнусоф, Запад изначально обращал большое внимание на соблюдение прав человека, демократию в Азербайджане, однако после 2003 года, когда на выборах президента победил Ильхам Алиев, эта мечта разрушилась: "Если Запад говорил раньше о демократии в первую очередь, а о нефти - во вторую, после этого данный уклад изменился в пользу нефти". Кроме того, как он рассказал, Ильхам Алиев после избрания стал оказывать давление на прозападные политические силы, сейчас они в большинстве случаев действуют в статусе неправительственных организаций. Из-за энергетической политики Азербайджана в обществе началась социально-экономическая поляризация, и власти строят здесь государство на примере арабских монархий, отметил он.

"После крымских событий вопрос выбора в сторону России также не фигурирует, особенно на общественном уровне, поскольку Крым сравнивается с Карабахом. Вопрос Крыма имел очень сильное воздействие на общественное мнение, но на государственном и политическом уровне этого пока не видно. В связи с этим на повестке остался лишь исламский выбор", - сказал азербайджанский эксперт.

Сегодня вопрос политического ислама, по его мнению, достаточно серьезно стоит в Азербайджане, и при этом ее сторонниками выступают люди, которые еще вчера были прозападно настроены: "Это свидетельствует о существующем разочаровании в азербайджанском обществе и политике внутри Азербайджана". В этом контексте Юнусов привел некоторые данные об участии выходцев из Азербайджана в военных действиях в Афганистане, Ираке, где воюют около 250 азербайджанских боевиков, и Сирии, где они сражаются по обе стороны.