18 марта глава эстонской оппозиции, председатель крупнейшей левой Центристской партии Эстонии и мэр Таллина Эдгар Сависаар выступил в Москве перед руководством, преподавателями и студентами Дипломатической Академии Министерства иностранных дел РФ с лекцией "Сотрудничество европейских городов в современном мире". ИА REGNUM публикует текст выступления сегодня, 20 марта, полностью:

"Сотрудничество европейских городов в современном мире

Добрый день, уважаемые ректор и слушатели Дипломатической академии! Осенью прошлого года я имел честь прочитать лекцию студентам Санкт-Петербургского государственного университета, а два года назад я выступал в Москве перед студентами МГУ. Сейчас я очень рад возможности снова стоять в академической аудитории. На прошлых лекциях я говорил о сравнении путей развития Эстонии и России. Остановился на общих чертах и различиях. Особенно я подчёркивал важность сотрудничества между странами на всех уровнях - политики, бизнеса, культуры, педагогики.

В своем сегодняшнем выступлении я бы хотел коснуться, в том числе, и непосредственно сотрудничества городов. Ведь даже в самые напряженные периоды из-за политических противоречий на уровне государств, контакты между городами не прерывались. И значение народной дипломатии сложно переоценить. Нужно помнить и о том, что кризисы не длятся вечность, и после того, как они будут урегулированы, полноценное и взаимовыгодное сотрудничество городов и стран вновь должно развиваться в обычном режиме. Особенно, если речь идет о странах-соседях.

К настоящему моменту в отношениях между Эстонией и Россией достигнут очень важный шаг. 18 февраля в Москве состоялось подписание пограничного договора между Эстонской Республикой и Российской Федерацией. Со стороны Эстонии подпись под соглашением поставил министр иностранных дел Урмас Паэт. Со стороны России - глава внешнеполитического ведомства РФ Сергей Лавров.

После подписания договоров их должны будут ратифицировать парламенты обеих стран. Отмечу, что это не первая попытка наших стран договориться о границе. Министры иностранных дел Эстонии и России подписали пограничный договор 18 мая 2005 года. Но когда соглашение было вынесено на ратификацию в эстонский парламент (Рийгикогу), то к договору была добавлена преамбула, в которой делалась отсылка к Тартускому миру 1920 года. Москва расценила это как возможность предъявлять в будущем территориальные претензии к России, и подпись РФ под договором была отозвана.

Новые переговоры о границе начались в октябре 2012 года, когда Рийгикогу дал правительству мандат на ведение переговоров с Россией. И вот долгожданный договор подписан и мне хочется думать, что ничто не помешает его ратифицированию. Пограничный договор важен для обеих сторон, так как он является гарантом добрососедских отношений, и дает позитивный сигнал для дальнейшего развития отношений в сфере политики, бизнеса, туризма, культуры и образования.

Несмотря на существующие определенные противоречия между Эстонией и Россией, которые лежат исключительно в сфере политики, я должен отметить, что в последние годы наметилась тенденция к выстраиванию позитивных и конструктивных отношений на самом высоком политическом уровне. И здравомыслящие люди понимают насколько это важно, учитывая геополитическую ситуацию наших стран. Бывший премьер-министр страны и лидер реформистской партии Андрус Ансип, который после 9-летнего пребывания на посту премьер-министра подал в отставку, отметил в своем недавнем заявлении, что на ратификации пограничного договора последние международные события никак не отразятся.

До недавнего времени главным кандидатом на пост премьер-министр страны считался еврокомиссар Сийм Каллас, но буквально на прошлой неделе он объявил, что не будет формировать новое правительство. Так что сейчас возникла патовая ситуация, причиной которой, стал конфликт с прежним партнером по коалиции национально-консервативной партией Союз отечества и республика. В коалицию была привлечена социал-демократическая партия. Центристская партия предложила организовать досрочные выборы в парламент, в результате которых могло быть сформировано правительство с учетом реальных предпочтений граждан страны. Но это предложение не нашло поддержки, так как многие депутаты-реформисты не были уверены, что они попадут в новый состав парламента.

Еще одно важное политическое событие - это грядущие выборы в Европейский парламент. Все партии представили списки своих кандидатов на выборы в Европейский парламент. Заявили о себе и несколько независимых кандидатов. Что особенно примечательно в нынешней предвыборной ситуации в Эстонии - это наличие представителей русскоязычного населения. Двух кандидатов выдвинула Центристская партия, руководствуясь при этом соображениями справедливости. Дело в том, что число мандатов Европарламента от каждой страны определяется численностью населения. Но не числом граждан, имеющих право участвовать в выборах. Поэтому на наш взгляд только справедливо, что все живущие в Эстонии люди могли бы иметь своих представителей в Европейском парламенте.

Давайте попытаемся разобраться, почему же вектор международной политики Эстонии начал менять своё направление. Я считаю, что основная причина достаточно прозаична и имя этой причины - международный экономический кризис, который ударил и по Эстонии. Несколько лет назад ситуация была настолько критической, что Таллину пришлось пойти на крайнюю меру - создать в городе социальные рабочие места, которые позволили бы людям продержаться какое-то время на плаву, пока они не найдут более подходящее место работы. А эстонские предприниматели, которые в отличие от политиков руководствуются не соображениями идеологической борьбы, а практической выгоды, стали более активно искать возможности делового сотрудничества с Москвой и Санкт-Петербургом.

К сожалению, до сих пор на высшем политическом уровне господствует весьма однобокая точка зрения на значение транзита в эстонской экономике. После того, как после "Бронзовой ночи" в две тысяча седьмом году российско-эстонский транзит буквально рухнул, бывший премьер-министр страны всеми силами пытался скрывать истинное экономическое положение в Эстонии и убедить общественность в том, что потеря российского транзита неважна для нас. Кроме того, решение Эстонии не принимать участие в масштабном энергетическом проекте "Норд-Стрим" имело для экономики нашей страны в целом и для транзита в частности весьма негативные последствия. Эстония лишилась возможной прибыли от участия в строительстве газопровода. В отношениях с Германией повисло некое напряжение. В результате этих событий мы столкнулись со снижением роста ВВП, ростом безработицы и отсутствием перспектив. Именно так можно охарактеризовать то, что происходило в сфере экономики несколько лет назад.

Ситуацию в сфере транзита осложняет и строительство на Северо-Западе России порта Усть-Луга, который предоставляет России выход в Балтийское море. Есть основания полагать, что порт Усть-Луга станет вторым по мощности в Европе Роттердамом. Поэтому предприниматели Эстонии, связанные с этим бизнесом, всерьёз опасаются, что Усть-Луга и вовсе заберёт транзитные грузы у Эстонии.

Так что, нашим портам остаётся признать - да у нас появился сильный конкурент, изменение маршрута для перевалки нефти и нефтепродуктов прошло не в нашу пользу. Но поскольку главная причина таких изменений лежит всё же в плоскости политических взаимоотношений между странами, мы должны продолжать работу в направлении развития эстонско-российского транзита. Морские порты Эстонии, разумеется, заинтересованы в наращивание грузопотока из Азии. Но очевидно, что это возможно только при одном, весьма очевидном условии - отношения между Эстонией и Россией должны выйти на новый, более конструктивный уровень взаимодействия. Ведь, практически все транзитные маршруты, в которых заинтересована Эстония, пролегают по территории России.

Крупный транспортный проект Rail Baltic, одним из архитекторов которого является недавний кандидат в премьер-министры и еврокомиссар Сийм Каллас, никоим образом не оживит железнодорожное сообщение между Европой и Россией. Потому что Эстонии достается роль конечной станции, так как эта узкоколейная железная дорога будет заканчиваться в Таллине. Таким образом, Эстонии опять достается роль европейского тупика. И мы вновь не сможем использовать свое замечательное национальное богатство - расположение между Россией и Европой. Много противоречий в каждой из Балтийских стран. Например, Литва хотела бы, чтобы трасса пролегала через Вильнюс, а не Каунас, как это предполагает проект.

Уже подсчитано, что крупного грузопотока, который позволил бы работать без дотаций, не будет. Так что эта дорога обречена на постоянные финансовые поддержки. Для нас гораздо важнее сохранить и приумножить те грузы, которые приходят морским путем с адресацией на Россию и Азию. Поэтому это еще один аргумент в пользу того, почему Эстонии необходимо взаимопонимание и добрососедство с Россией.

Еще пример. Эстонские бренды пищевых продуктов - ревельская ветчина, чухонское масло - бренды, известные с 19 века и популярные в России. После 90-х годов они немного потерялись на российском рынке, на их место пришли финские бренды. Но сегодня уже эксперты говорят о том, что в России эстонское молоко, сыр и копчености по своей популярности приближаются к финским.

Как пример позитивного российско-эстонского сотрудничества мне хотелось бы привести порт Силламяэ "Силпорт". Это самый близкий к России глубоководный порт ЕС, расположенный всего в двадцати пяти километрах от границы ЕС и России. После "Норд- Стрима" это самый капиталоёмкий совместный проект ЕС и Российской Федерации.

Так что эти шаги и проекты, как в секторе предпринимательства, так и на государственном уровне подтверждают то, что Эстония действительно заинтересована в теснейшем сотрудничестве с российской стороной. Более того, я не побоюсь этого заявления - на государственном уровне растёт понимание того, что препятствие развитию российско-эстонским бизнес-отношениям тормозит развитие Эстонской экономики. А последние годы наглядно продемонстрировали, что основная ориентация только на рынки ЕС не способна переломить экономический кризиc.

Я не буду сегодня останавливаться на сегодняшних отношениях между Евросоюзом и Россией. Могу сказать только одно. Естественные экономические и культурные связи между старым светом и Россией оборвать невозможно. Любое обострение когда-нибудь кончится. Но это вовсе не значит, что мы можем сидеть, сложа руки, и ждать, что восстановление добрососедских отношений придет само собой. Вот здесь на первую роль и выходят города.

Уже 15 мая будет очередной День Таллина. Мы ждем в гости великолепный балет Мариинского театра. В педагогической области продолжается тесное сотрудничество. В Эстонии существует такая проблема, что не организуется подготовка логопедов, которые бы работали с русскоязычными детьми. Поэтому на уровне мэрии был заключен договор с университетом Санкт-Петербурга, где таллинские логопеды совершенствуют свои профессиональные навыки. Осенью состоятся традиционные "Таллинские встречи" в Санкт-Петербурге, куда мы отправимся с большой делегацией работников культуры, творческих коллективов, бизнесменов, городских чиновников. Мне приятно и то, что на знаковом для всей Европы фестивале Святой Биргитты, который проходит в Таллине, большой любовью зрителей пользуются представления Московского театра "Новая опера". А несколько месяцев назад мы в Таллине принимали делегацию во главе с председателем Московской городской думы Владимиром Платоновым, на которой также обсудили возможности сотрудничества на уровне городов.

Отрадно и то, что в Эстонии не прекращается поток российских туристов. Поток иностранцев вырос за год на 11%. Большинство иностранных туристов приезжали из соседних стран - России, Финляндии и Латвии. Такое широкое общение людей, которое называют еще народной дипломатией, будет успешно противостоять конфронтации между государствами. Таким образом, несмотря на всю остроту теперешних взаимоотношений между Россией и Европейским союзом, я остаюсь оптимистом.

А пока что вместе с другими восточноевропейскими странами, разделившими нашу судьбу, мы стали резервуаром рабочей силы. Такова наша основная роль в нынешнем международном разделении труда - быть государством, экспортирующим рабочую силу.

Даже вся Вторая мировая война со всеми предшествовавшими и последовавшими оккупациями не повлияла на народонаселение Эстонии так разрушительно, как годы праволиберального руководства. За двадцать лет Эстония потеряла значительную часть своего населения. Нынешние реалии нашего государства таковы, что Эстония продолжает терять трудоспособное население.

В первое десятилетие независимости магниты притяжения были еще во многом идеалистичными: кого-то привлекала Россия-матушка как историческая родина, кого-то - США как символ свободы. А во втором десятилетии отъезжающие сознательно выбирают благополучные страны Евросоюза: Скандинавские страны, Великобритания с Ирландией и Германия.

Даже маленькая Финляндия известила, что в ближайшем десятилетии ей будет не хватать 150 000 работников. Естественно, самую значительную часть пополнения она получит из Эстонии, тем более, что языковая и бытовая схожесть этому способствует. Недостаток рабочей силы за счет стран Восточной Европы удовлетворят также Германия и Скандинавия. Предполагается, что 12% жителей Эстонии, то есть 130 000 человек, уже живут за границей. Причем, основная масса покинула Эстонию за последнее десятилетие, после того, как страна вступила в 2004 году в Европейский союз. Есть основания полагать, что реальные цифры еще выше.

Эстонская касса по безработице обнародовала очень тревожную новость - работодатели не могут найти квалифицированных работников в Эстонии. И эта проблема приобретает весьма угрожающий характер. Уменьшение численности населения России из-за эмиграции населения и падения прироста населения можно было бы сравнить с процессами, происходящими в Эстонии. Но в России нехватка трудоспособного населения компенсируется мощным потоком рабочей силы из средней Азии. Но в целом, демографические проблемы России и Эстонии весьма схожи.

До вас, наверное, уже дошла информация о том, что Таллин стал первой столицей Европы, где с 1 января этого года начал работать бесплатный общественный транспорт для таллинцев. Возможно, вы помните, что в 1970 году Никита Сергеевич Хрущев также наметил сделать общественный транспорт бесплатным. И вот нам, удалось воплотить эту идею в жизнь, пусть и с сорокалетней задержкой. Впрочем, идя на этот шаг, мы вовсе не руководствовались утопическими идеями коммунизма сделать все бесплатным. Конечно, Хрущев хотел пойти еще дальше и сделать бесплатными квартиры, санатории, курорты, дома отдыха, туристические базы, отменить плату за электричество, воду, газ, отопление и так далее. Однако, я не считаю, что основные бесплатные услуги существенно улучшили бы жизнь людей. Напротив, я убежден, что обилие бесплатных услуг и товаров напротив, сделало бы разрыв между богатыми и бедными еще больше. Поэтому, реализуя идею бесплатного общественного транспорта, мы руководствовались отнюдь не коммунистическими идеями о всеобщих и бесплатных благах.

Одно из основных и общепонятных положительных влияний бесплатного общественного транспорта состоит в том, что он открывает равные возможности передвижения по городу и для бедных, и для людей среднего достатка. Известно, что мобильность - это одна из основных свобод выбора работы, доступности культуры и просто человеческого общения.

Уже сегодня эксперты отмечают, что существенно уменьшилась загруженность магистралей и перекрестков и на 14% сократились пробки. Первый месяц работы бесплатного общественного транспорта увеличил пассажирооборот на 10% и мы убеждены, что число людей, предпочитающих его, будет расти и впредь. Кроме того, благодаря этому проекту, увеличилось число зарегистрированных жителей Таллина. А это означает, что доход самоуправления от налоговых поступлений растет, и в перспективе уравновесит дополнительные расходы на общественный транспорт.

Я убежден, что улучшение возможностей передвижения даст заметный толчок и более эффективному функционированию рынка труда. Говоря о борьбе с безработицей, приходится отмечать, что ищущие работу не находят ее, а свободные рабочие места не заполняются порой потому, что безработным не на что поехать на интервью в другой конец города и искать работу вдали от своего жилья.

В условиях бесплатного проезда все безработные получат возможность доехать до той точки на карте Таллина, где требуются рабочие руки, и побывать на всех интервью там, где они могли бы получить работу. Для низкоплачиваемых работников бесплатный транспорт также имеет огромное значение - для того, чтобы добраться к месту работы, они не должны тратить внушительную для них сумму денег.

Бесплатный общественный транспорт стал мотором для внутреннего потребления. По вечерам и выходным дням в общественном транспорте появилась новая группа пассажиров, которые направляются в город для проведения досуга и тратят деньги на развлечения. Бесплатный общественный транспорт позволяет теперь сэкономить на такси.

Приведенные выше рассуждения достаточно ясно объясняют, как свободное передвижение людей в границах Таллина поможет решить экономические проблемы в очень разных аспектах. Естественно, существуют и другие грани и аспекты того, как свобода передвижения повысит хозяйственные возможности людей и будет способствовать развитию экономической среды.

В мире уже более ста городов, в которых в том или ином виде представлен бесплатный общественный транспорт. Например, только в одной во Франции насчитывается 20 таких городов. Но мы - единственная столица, которая добилась введения бесплатного общественного транспорта. Таллин поставил перед собой амбициозную задачу создать европейскую и азиатскую сеть городов с бесплатным общественным транспортом. По примеру Таллина в столице Ченгду провинции Сичунь в Китае полным ходом идет эксперимент бесплатного общественного транспорта. Так что можно ожидать, что самый масштабный прорыв в этом направлении совершит Китай, который страдает от проблем окружающей среды в городах-гигантах.

Кроме того, Tаллин стремится стать зеленой столицей Европы в 2018 году. Сокращая движение автотранспорта, загрязняющее воздух выхлопными газами, и предоставляя людям возможность бесплатно ездить по городу, что вкупе означает дружественное отношение к природной среде, мы сделаем очередной шаг к своей мечте. Так что Таллин не только говорит об экологическом поведении и о движении в его направлении, но и предпринимает для этого реальные шаги. Бесплатный общественный транспорт позволит снизить загазованность воздуха в городе. И, кроме того, он обеспечит экономию средств, вложенных в строительство дорог, станет толчком для развития местной экономики.

Для оценки перспектив сотрудничества с Эстонией важно прийти к ясности в вопросе, может ли Эстония предложить миру, Европе, России нечто такое, чтобы нас приняли как равных в международном распределении труда. Всем мыслящим людям ясно, что если некое государство хочет стать заметным игроком в международной экономике, оно должно быть способно предложить нечто такое, чего нет у других или что другие сами не хотят производить.

Чтобы стать полноценным членом международного экономического сотрудничества, вовсе не обязательно быть физически большим. В мире достаточно многонаселенных и обширных государств, не способных внести заметный вклад в мировую экономику, и поэтому их не воспринимают достаточно серьезно. В то же время есть в мире маленькие в физическом смысле государства, которые по объемам производства не могут сравниваться с большими, но у них имеется нечто очень существенное, что можно предложить миру, и поэтому они во всех смыслах серьезно воспринимаются в мировой экономике.

Одним из преимуществ Эстонии к международному сотрудничеству является выгодное географическое положение. Через Эстонию можно попасть в Россию, Скандинавию, страны Прибалтики, расположенные южнее, и в другие регионы в зоне Балтийского моря. Эстония испокон веков находилась на перекрестке торговых путей, а логика перемещения товаров не изменилась и в современной экономике.

Эстония - морское государство. С точки зрения логики современной международной торговли крайне важно, чтобы государство имело непосредственный выход к морю. Из эстонских портов открыт выход в Балтийское море, откуда, в свою очередь, можно выйти в Атлантический океан и далее в очень многие гавани мира. Для удачной переброски проходящих через Эстонию грузопотоков на морские пути нет нужды пользоваться портами третьих стран, и для позиционирования Эстонии в международной торговле это очень большое преимущество.

Крупным достоянием Эстонии являются леса. Это природный ресурс, пользование которым во всем мире все больше пропагандируется, но обработка которого в связи с проблемами урбанизации и климата становится все затратнее.

Одним из важных плюсов Эстонии является хорошо развитая физическая инфраструктура. На фоне среднего состояния этой отрасли в мире Эстония имеет достаточно развитую дорожную сеть. В европейском контексте у Эстонии есть еще значительное пространство для роста, но в последние годы в дорожное строительство вложены солидные средства. Сюда в очень большой степени инвестирована финансовая помощь Евросоюза, что еще раз подтверждает: у Эстонии есть богатства, к которым важно получить доступ с помощью дорожной сети. В этом убеждает активное строительство дорог на Северо-Востоке (в петербургском направлении), где в целом экономическая активность по сравнению с остальной Эстонией слабовата, но дорожное строительство идет заметно интенсивнее, чем в среднем по Эстонии. Кроме того, с энтузиазмом составляются проекты развития железных дорог, ведется расширение портов и развитие аэропорта.

Существенным преимуществом Эстонии считается также предпринимательская среда с ее малой регуляцией и различными налоговыми льготами.

На первый план выйдут города. Возможно, в двадцать первом веке возродится подобие средневекового Ганзейского союза городов. Я думаю, что роль национальных правительств в будущем снизится, и на первом плане будут выситься крупнейшие глобальные города и мегаполисы. В России это Москва и Санкт-Петербург.

Город Таллин - это мегаполис в масштабах Эстонии. И очень хорошо, что у нашего маленького мегаполиса сложились хорошие и дружественные отношения с крупными российскими мегаполисами - Москвой и Санкт-Петербургом. Я много говорил сегодня о развитии бизнес-отношений, но нельзя забывать о совместных проектах в области культуры, образования, науки, обмена молодежью. Ведь именно такие совместные инициативы сближают обычных людей, и делают их друзьями и добрыми соседями.

Словом, я совершенно убежден в том, что Таллин и Москва должны использовать с максимальной отдачей все взаимовыгодные формы сотрудничества. Действительно, мир меняется, и мы не может позволить себе остаться закованными в догмы противоречий и давних неразрешенных конфликтов. Я думаю, что у вас, работающих в сфере дипломатии, бизнеса и на административных постах, на руках есть все карты для того, чтобы начать выстраивать новые конструктивные отношения. Я искренне благодарю вас за внимание и надеюсь, что вы сможете открыть для себя маленькое и уютное соседнее государство с его сказочным средневековым старым городом Таллином. Знайте, что вас всегда там ждут и рады вам".