Украинские события последних месяцев, а затем - крымский референдум о возвращении полуострова в состав России, стали водоразделом между стратегическими союзниками и оголтелыми врагами российского государства. Позицию каждой стороны легко понять по комментариям общественных и политических деятелей, а также рядовых пользователей интернета.

Осетины по обе стороны Главного Кавказского хребта предсказуемо заняли однозначно пророссийскую позицию, словом и делом - заявлениями, митингами и отправкой гуманитарной помощи - поддерживая законные действия руководства и общественности Крыма, не желающих мириться с узурпацией власти в Киеве фашиствующими и прозападными элементами. Южная Осетия в очередной раз показала себя верным союзником своего стратегического партнера - России, а Северная Осетия - форпостом РФ на Кавказе. С аналогичных позиций, хотя и с некоторыми нюансами, оценивали происходящее и в Абхазии.

Грузия, стратегической задачей которой остается "восстановление территориальной целостности", т.е. силовое возвращение в свой состав независимых Абхазии и Южной Осетии, отреагировала на украинские события диаметрально противоположно руководству и общественности Южной Осетии и Абхазии. С самого начала кризиса на Украине грузинское руководство поддержало "майдан", а затем новые нелегитимные власти.

Наиболее резкие заявления по поводу украинской ситуации сделал бывший президент Грузии Михаил Саакашвили (которому, как и нескольким его соратникам, даже предложили посты советников новых "властей"). После крымского референдума, правда, все они немного поутихли, хотя официальный Тбилиси не признал его результаты. Показательно, однако, что даже в маргинально-пророссийском сегменте общественно-политического поля Грузии не прозвучало однозначной поддержки действиям Москвы и устремлениям Юго-Востока Украины и Крыма.

Большинство грузинских СМИ, блогеров и прочих "общественных деятелей", ведущих антироссийскую пропаганду на форумах и в социальных сетях, активно поддерживали "майдан" и незаконные украинские власти, выражали возмущение "агрессивной политикой" России на Украине (как ранее - в Грузии), злорадствовали - мол, скоро Москва, испугавшись западных санкций, пойдет на попятный. Не дождались. Все они сейчас пребывают в растерянности, так как очевидно, что за воссоединением Крыма с Россией последует переформатирование закавказской политики РФ, а вскоре, вероятно, и всей политической карты региона.

На ноябрьском саммите 2013 г. в Вильнюсе Грузия парафировала соглашение об ассоциированных отношениях с ЕС. Как стало известно на днях, уже в сентябре ей может быть предоставлен План действий по членству в НАТО (перечень конкретных условий в политической, военной, экономической и правовой сферах, после выполнения которых страна принимается в альянс). Окончательное решение этого вопроса, пишет "Коммерсант", будет зависеть от исхода кризиса на Украине, так как большинство государств-членов НАТО не готовы смириться с возвращением Крыма в состав РФ (это их проблема, но речь сейчас не об этом).

Вхождение Грузии в НАТО очевидно неприемлемо для России, в связи с чем на повестку дня встает вопрос о дальнейшем существовании этого государства в его нынешнем виде. Активизация регионального, в частности, российско-иранского и российско-турецкого сотрудничества в Закавказье, предусматривающего, помимо прочего, прокладку ряда новых и расширение уже существующих транспортных коридоров, связующих РФ, Турцию, Иран и другие государства, становится все более важным фактором влияния на ситуацию в регионе. Реализация этих планов затруднена неконструктивной позицией официального Тбилиси, продолжающего курс на евроатлантическую интеграцию и "восстановление территориальной целостности". Грузия не готова дать свое согласие на восстановление железнодорожного сообщения через Абхазию, ведь таким образом она де-факто признает республику. По тем же причинам - из-за абсурдной неприемлемости для Тбилиси признания Южной Осетии - невозможно и увеличение транспортного потока по Транскаму. Деблокирование Армении также не является приоритетом официального Тбилиси.

После вхождения Крыма в состав РФ вопрос дальнейшей фрагментации грузинского государства приобретет особую актуальность. Не случайно в Тбилиси распространены опасения, что после решения крымского вопроса Москва "развернется в грузинском направлении", довершив то, что не было сделано в 2008 г.: оккупацию Грузии и установление там марионеточного пророссийского режима. Поскольку в нынешних условиях это единственный способ не допустить евроатлантической интеграции соседнего государства, подобный вариант становится основным при определении российской стратегии относительно Грузии.

Яна Амелина, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований