Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга сегодня, 19 марта, рассмотрев проект приспособления федерального памятника - здания Мариинского театра - для современного использования, отправил его на доработку и выразил общее негативное отношение к мосту, который соединяет новое здание Мариинки со старым, испортив вид на Крюков канал. Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Историческое здание Мариинского театра. Открытка начала ХХ века.
Историческое здание Мариинского театра. Открытка начала ХХ века.

Проект, который был согласован КГИОП и прошел Госстройэкспертизу еще в 2006 году, но так и не был воплощен, представил сегодня его главный архитектор - француз Ксавье Фабр (Agence FabreSpellen). Также о состоянии исторических конструкций здания по результатам обследования сообщила инженер-реставратор ООО "Предприятие "Каменное зодчество" Ирина Любарова. Это предприятие обследовало исторические конструкции Большого театра в Москве и БДТ имени Г.А.Товстоногова в Санкт-Петербурге.

Любарова сообщила неутешительные вещи - состояние стен очень плохое, а конструкций - ограничено работоспособное, а местами - аварийное. Сквозные трещины, возникшие в результате расползания микропрорех из-за взрывов времен Великой Отечественной войны, пронизывают здание сверху донизу. При этом Любарова, отвечая на вопрос члена совета, кинорежиссера Александра Сокурова, сказала, что трещины - не результат строительства Мариинки-2.

Рецензируя проект, член Совета по сохранению культурного наследия Александр Кононов, напомнил, что КГИОП утвердил предметы охраны Мариинского театра как памятника федерального значения лишь летом 2013 года. Он выразил несогласие с целым рядом предложений по проекту, представленному Фабром. Самым главным было неприятие предложения "натянуть шретеровский фасад на советскую пристройку".

По замыслу Фабра, предполагалось "облагородить" западный фасад театра - пристройку семидесятых годов минувшего века, скрывшую подлинный фасад архитектора Шретера. Пристройка была сооружена для нужд театра, в частности, балетной труппы, и также находится под охраной. Категорически против Кононов высказался и по вопросу снятия с охраны трех внутренних дворов, который был предложен экспертом проекта Еленой Богдановой.

Александр Марголис - председатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) - считает, что самое главное - осмыслить услышанное (здание сползает в Крюков канал, так как ярусы перекосило, сквозные трещины и т.д), завершить диагностику памятника и делать проект по его спасению, а потом уже решать новые сценические задачи, создавать лифты для маломобильных групп населения, платформы для подъема декораций, новый пожарный выход для оркестра и т.д.

Профессор петербургского Государственного университета путей сообщения Борис Улицкий высказал мнение, что для спасения здания необходимо создать его математическую модель на основе геотехнических исследований.

В итоге, как резюмировал исполняющий обязанности председателя комитета по государственному использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Александр Леонтьев, совет предложил поддержать разработку документации на реставрацию Мариинки-1, но пока не касаться детально вопроса мостика между старым и новым зданием и пробивки с него перехода в старое здание. Западный советский фасад не трогать - не "декорировать под Шретера". Есть другие средства улучшить фасад", - сказал Леонтьев.

Внутренние дворы. Кроме южного, образованного в советский период, с охраны не снимать и обязательно создать математическую модель здания. За это решение проголосовало большинство членов Совета по сохранению культурного наследия, воздержались заместитель председателя Михаил Мильчик и кинорежиссер Александр Сокуров.