Совет по сохранению культурного наследия при правительстве Санкт-Петербурга сегодня, 19 марта, рассмотрев проект приспособления федерального памятника - здания Мариинского театра - для современного использования, отправил его на доработку и выразил общее негативное отношение к мосту, который соединяет новое здание Мариинки со старым, испортив вид на Крюков канал. Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Вид с борта вертолета на старое здание Мариинского театра и на площадку новой сцены в период ее строительства.

Проект, который был согласован КГИОП и прошел Госстройэкспертизу еще в 2006 году, но так и не был воплощен, представил сегодня его главный архитектор - француз Ксавье Фабр (Agence FabreSpellen). Также о состоянии исторических конструкций здания по результатам обследования сообщила инженер-реставратор ООО "Предприятие "Каменное зодчество" Ирина Любарова. Это предприятие обследовало исторические конструкции Большого театра в Москве и БДТ имени Г.А.Товстоногова в Санкт-Петербурге.

Любарова сообщила неутешительные вещи - состояние стен очень плохое, а конструкций - ограничено работоспособное, а местами - аварийное. Сквозные трещины, возникшие в результате расползания микропрорех из-за взрывов времен Великой Отечественной войны, пронизывают здание сверху донизу. При этом Любарова, отвечая на вопрос члена совета, кинорежиссера Александра Сокурова, сказала, что трещины - не результат строительства Мариинки-2.

Рецензируя проект, член Совета по сохранению культурного наследия Александр Кононов, напомнил, что КГИОП утвердил предметы охраны Мариинского театра как памятника федерального значения лишь летом 2013 года. Он выразил несогласие с целым рядом предложений по проекту, представленному Фабром. Самым главным было неприятие предложения "натянуть шретеровский фасад на советскую пристройку".

По замыслу Фабра, предполагалось "облагородить" западный фасад театра - пристройку семидесятых годов минувшего века, скрывшую подлинный фасад архитектора Шретера. Пристройка была сооружена для нужд театра, в частности, балетной труппы, и также находится под охраной. Категорически против Кононов высказался и по вопросу снятия с охраны трех внутренних дворов, который был предложен экспертом проекта Еленой Богдановой.

Александр Марголис - председатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) - считает, что самое главное - осмыслить услышанное (здание сползает в Крюков канал, так как ярусы перекосило, сквозные трещины и т.д), завершить диагностику памятника и делать проект по его спасению, а потом уже решать новые сценические задачи, создавать лифты для маломобильных групп населения, платформы для подъема декораций, новый пожарный выход для оркестра и т.д.

Профессор петербургского Государственного университета путей сообщения Борис Улицкий высказал мнение, что для спасения здания необходимо создать его математическую модель на основе геотехнических исследований.

В итоге, как резюмировал исполняющий обязанности председателя комитета по государственному использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Александр Леонтьев, совет предложил поддержать разработку документации на реставрацию Мариинки-1, но пока не касаться детально вопроса мостика между старым и новым зданием и пробивки с него перехода в старое здание. Западный советский фасад не трогать - не "декорировать под Шретера". Есть другие средства улучшить фасад", - сказал Леонтьев.

Внутренние дворы. Кроме южного, образованного в советский период, с охраны не снимать и обязательно создать математическую модель здания. За это решение проголосовало большинство членов Совета по сохранению культурного наследия, воздержались заместитель председателя Михаил Мильчик и кинорежиссер Александр Сокуров.