Поведение России в связи с украинским кризисом показало, что Москва изменила базовую внешнеполитическую установку последних 25 лет, которая состояла в том, что хорошие отношения с Западом для нее были важны сами по себе, считает председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. Об этом он заявил 19 марта сообщает корреспондент ИА REGNUM.

"Это очень важный феномен, в том числе, для понимания российской психологии: России, руководству страны, лично Путину очень надоело, что от него всегда ждут, что в последний момент оно пойдет на какие-то уступки", - отметил Лукьянов. Западные страны не смогли вовремя понять, что Украина качественно отличается от всех тех стран, которые перешли в орбиту его влияния в последние десятилетия.

"Украина оказалась той по-настоящему "красной линией", которая мобилизовала не только российскую власть, не только российскую элиту, но и российское общество. Поддержка крайне высока. Это очень популярное решение, не только потому, что в России с 1991 года существовало широко распространенное убеждение, что принадлежность Крыма к Украине это историческая случайность и это несправедливо, - считает эксперт. - Но помимо этого, существует представление, которое хорошо было проявлено в комментариях в последние дни, о том, что дальше отступать некуда, если мы сдаем Украину, то это конец, дальше ракеты на Москву и революция на Болотной площади".

Сочетание этих двух факторов, по мнению Лукьянова, привело к построению новой модели поведения российского руководства, при которой нет установки на конфронтацию с Западом, но существуют такие области национальных интересов, где Россия готова действовать, не оглядываясь на реакцию ЕС и США. Кроме того, считает эксперт, переходу России на такие позиции способствовала неповоротливость евробюрократии, ее неспособность оперативно реагировать на кризисные ситуации и вести диалог в случае конфликта интересов с Россией. "Вместо того чтобы использовать имеющиеся формы - Совет Россия-НАТО, G8 - для того, чтобы обсудить острую проблему, нам первым делом говорится "Ах так? Тогда вы не в клубе, тогда уходите". Ну, тогда мы пошли".

Говоря о санкциях в отношении России в связи с присоединением Крыма и Севастополя, Федор Лукьянов отметил, что их размер и содержание будет зависеть от масштабов противостояния между Россией и Западом. По его ощущениям, Европа понимает, что любые санкции будут иметь обоюдоострый характер, на прямую конфронтацию на настроено и российское руководство, но ЕС испытывает большое давление со стороны США, для которых в данном случае речь идет не о Крыме и не об Украине. "Для Соединенных Штатов это вопрос мировой иерархии: Путин ставит под сомнение право США определять многие мировые правила игры, - считает эксперт. - Я не исключаю, что американское давление в сторону санкций будет очень большое и будет возрастать, поскольку с российской стороны ожидать каких-то реверансов не стоит".

Тем не менее, Лукьянов надеется, что значительной эскалации не будет. "Наша задача - сохранить вопреки всему тот бизнес, который есть, - отметил он. - Хуже, конечно, будет, если в какой-то момент противостояние достигнет того масштаба, когда это будет восприниматься как необходимость смены модели экономического развития России".

Эксперт надеется на благоразумие элит с обеих сторон, поскольку альтернативой хорошим отношениям с США и ЕС для России является интеграция с Китаем, которая представляет опасность и для Запада, и для России. С одной стороны, она усилит Поднебесную на международной арене, с другой - РФ окажется в еще большей зависимости от Китая, чем ЕС сейчас зависит от российского газа. "У наших китайских товарищей есть для этого и желание, и ресурсы", - уверен Федор Лукьянов.