Сергей Широков: Признанный Крым и непризнанное Приднестровье: причины и следствия

Киев, 18 марта 2014, 19:54 — REGNUM  

Референдум в Крыму, его итоги и последствия для Украины, Приднестровья и молдавско-приднестровского урегулирования, а также параллели между крымским референдумом 2014 года и приднестровским референдумом о независимости 2006 года прокомментировал 18 марта для ИА REGNUM директор Бюро политических исследований "Медиатор" (Тирасполь, Приднестровье) Сергей Широков:

"Подготовка и проведение референдума в Крыму по вопросу статуса полуострова вызвало в СМИ и в экспертном сообществе повышенный интерес к исследованию различных прецедентов народного волеизъявления по подобным стратегическим вопросам.

На этом фоне возникает и интерес к референдуму в Приднестровье, состоявшемуся 17 сентября 2006 года (по его итогам более 97% проголосовавших высказались за независимость от Молдавии и последующее свободное присоединение Приднестровья к России - прим. ИА REGNUM). При общей схожести подходов к организации и обеспечению легитимности референдумов в Крыму и в Приднестровье, существует очевидное отличие.

Референдум в Крыму проходил на фоне ясной и четко выраженной позиции Российской Федерации о намерении признать легитимными его итоги. В 2006 году в Приднестровье итоги референдума такой публичной реакции стороны России не получили (6 октября 2006 года Госдума РФ приняла постановление, в котором рекомендовала уполномоченным органам власти России учитывать в своей деятельности решение приднестровского народа, принятое в соответствии с международными стандартами, - прим. ИА REGNUM). Исходя из сегодняшней логики, Приднестровье могло стать субъектом РФ на восемь лет раньше, чем Крым.

В данном случае причины того, что этого не произошло, уже не так важны, как возникшие следствия. Они таковы: • Экономика Приднестровья за последние восемь лет стремительно переориентировалась на западные рынки. Основные причины этого - Европейский союз предоставлял определенные торговые преференции, а Российская Федерация нет. Режимы транзита грузопотоков были осложнены молдавскими сертификационными и таможенными процедурами, однако это было компенсировано Автономными торговыми преференциями со стороны ЕС. Транзит через территорию Украины год от года осложнялся. Эта ситуация не встречала никакого противодействия со стороны РФ. В настоящее время возможности транзита после длительного периода деградации достигли крайней точки, после которой возможно уже полное блокирование приднестровских грузопотоков через Украину, и первые симптомы к этому уже появились. В декабре 2013 приднестровские грузы массово задерживаются в украинских портах, в начале марта Украина заблокировала границу для граждан РФ, проживающих в Приднестровье, и будущие шаги в этом направлении никакого оптимизма внушать не могут.

• Сегодня к востоку от Приднестровья возникает стремительно коллапсирующая территория. Очевидно, что Украина будет превращаться в пространство с деградирующей экономикой и коммуникационными артериями, связывающими Приднестровье с Россией, с резким падением производства, с социальной и общественной нестабильностью. Это, безусловно, представляет прямую опасность для Приднестровья, хотя бы потому, что около 70% импорта ПМР в продовольственной подгруппе приходилось на Украину. Долгосрочные прогнозы в этом отношении по объективным причинам будут невозможны, а краткосрочные крайне пессимистичны.

• Референдум в Крыму остро поставил вопрос о степени легитимности власти в Киеве. Не стоит забывать, что Украина помимо участника формата "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) и посредника в урегулировании, с 1997 года в соответствии с положениями "Московского Меморандума", являлась, наряду с Россией, одним из гарантов приднестровского урегулирования. С 1998 года, в соответствии с Одесскими соглашениями - полноправным участником миротворческой операции и получила представительство в Объединенной контрольной комиссии. Безусловно, нынешняя ситуация повлечет за собой некоторые изменения и в ходе переговоров по урегулированию приднестровского вопроса. Стоит отметить, что все наиболее значимые инициативы и проекты урегулирования до сего дня были продуктом согласования между двумя гарантами - РФ и Украиной. Это касалось, в том числе, и "федеративного пакета" 2002 - 2003 годов. Как будут развиваться события вокруг возникшей новой реальности, предполагать пока сложно, и любые сиюминутные экспертные мнения по этому вопросу нельзя будет назвать профессиональными.

При всем этом следует отметить, что политика Украины в отношении Приднестровья может приобрести более активный характер, чем это следует из тенденций развития внутриполитической обстановки на Украине. В СМИ и социальных сетях появился документ от имени посла Украины в РМ С.И.Пирожкова, который можно охарактеризовать, как первую официальную позицию новых киевских властей по отношению к Приднестровью. Особенно следует отметить, что С.И. Пирожков является одним из самых авторитетных и профессиональных специалистов по приднестровской проблематике. Он не только является дуайеном дипломатического корпуса в Кишиневе и по совместительству в последние годы исполняет функции специального представителя Украины в формате "5+2", но и являлся заместителем секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины в 2001 - 2007 годы, а также возглавлял ряд ключевых институтов по вопросам международной безопасности Украины.

Ему лучше чем кому-то на Украине известно о потенциале усиления украинских позиций в регионе, опираясь на абсолютно легальные и никем не оспариваемые возможности, предоставляемые Украине, как государству-гаранту, целым рядом документов переговорного процесса, подписанных на высшем уровне. Причем, такие возможности усиления Украины могут касаться не только вопросов политического влияния, но и вопросов безопасности, что прямо происходит из положений "Протокола о некоторых первоочередных шагах по активизации политического урегулирования приднестровской проблемы", подписанного в Одессе 20 марта 1998 года, в котором, в частности, отмечена и возможность ввода в Зону безопасности и украинского воинского контингента.

Недаром на эту проблему так моментально и остро отреагировал вице-премьер правительства РФ, спецпредставитель президента России по Приднестровью Д.О. Рогозин.

Так или иначе, основные игроки на приднестровском треке останутся неизменны. Россия и Европейский союз, в любом случае, будут обречены найти точки соприкосновения по целому ряду многолетних проблем, которые по мере развития кризиса на Украине, будут только обостряться".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail