В последнее время на железных дорогах России участились случаи схода вагонов с рельсов. Эксперты говорят о самых разных причинах: устаревшая инфраструктура, отсутствие сертификатов соответствия оборудования, человеческий фактор, некачественное литьё и, как следствие, излом боковых рам тележек вагонов. В каждом конкретном случае специальные комиссии проводят расследование, однако, как правило, именно некачественное литьё остаётся главной причиной аварий на железных дорогах.

С начала года по причине некачественного литья и дефекта боковых рам вагонных тележек в России произошло уже шесть аварий, из них три - в марте. Первый инцидент, в результате которого с рельсов сошли 18 вагонов с последующим возгоранием, произошел на участке Кривандино-Черусти 2 марта. Причиной ЧП стал излом боковой рамы, которая, по предварительной информации, была изготовлена в 1990 году на ООО "ПК "Бежицкий сталелитейный завод".

Через неделю последовали еще две крупные железнодорожные аварии. 8 марта на станции Зима Транссибирской магистрали Иркутской области сошли с рельсов два вагона грузового поезда. Пострадавших не было. Экологической угрозы окружающей среде также не зафиксировано. Причиной инцидента стал излом боковой рамы в тележке одного из вагонов, изготовленной в 1988 году на украинском заводе "Кременчугский завод стального литья".

Еще один сход вагонов из-за излома литья произошел 9 марта в Самарской области на участке Абдулино-Кинель на станции Филипповка. На этот раз сломавшаяся боковая рама была американского производства (изготовлена в 2012 году компанией AmstedRailCompany). Полувагон, на котором была установлена бракованная тележка, собран на украинском ООО "Трансмаш" (Кривой Рог). По словам заместителя Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры, филиала ОАО "РЖД", Владимира Билюгина, это уже третий случай обнаружения брака в литье, выпущенном только в 2012 году американским производителем. Ранее на Украине по этой же причине произошел излом боковой рамы под одним из вагонов, в другой была обнаружена трещина.

Согласно данным статистики, значительная часть происшествий на железных дорогах России произошла из-за брака, допущенного на иностранных предприятиях. В 2013 году по одному инциденту приходится на румынских и китайских литейщиков. Лидерами являются украинские предприятия. Всего на два завода - на ПАО "Крюковский вагоностроительный завод" (Кременчуг) и ОАО "МЗТМ" (Мариуполь) - сразу 17 случаев брака.

Ряд отечественных экспертов склонен полагать, что продукция украинских производителей используется на территории России нелегально и незаконно. Ранее НП "Объединение вагоностроителей" подготовило и направило в правительство РФ письмо, в котором была озвучена необходимость ввести временный запрет на ввоз в Россию с Украины железнодорожного подвижного состава и крупного литья. По мнению российских производителей, введение такой меры необходимо из-за участившихся инцидентов с украинскими вагонами, где использовалось "некачественное или контрафактное литье".

НП "Объединение производителей железнодорожной техники" в целях повышения безопасности на железной дороге проводит мероприятия по изъятию потенциально опасной продукции определенной плавки, выпущенной российскими предприятиями. Так, на сегодняшний день в эксплуатации практически не осталось литья, изготовленного в 2007 году на нижнетагильском УВЗ и в 2009 на "Промтрактор-Промлит". Практически заменил всю некачественную продукцию "Алтайвагон". Зарубежные производители, в том числе украинские, пока такой работы не ведут.