Политика изоляции России со стороны Запада находит свои проявления не только на украинском направлении. Москва впала в немилость Вашингтона, других евроатлантических столиц и на Ближнем Востоке. Надежда на прорыв в американо-российских отношениях, появившаяся в ходе химического разоружения Сирии, фактически иссякла. Недавно заместитель генсека НАТО, бывший замминистра обороны США Александр Вершбоу подтвердил факт прекращения Североатлантическим альянсом подготовки к совместной операции с Россией по сопровождению судна, на котором предусматривалось уничтожение сирийского химоружия. Между тем, США решили развить полномасштабную политику "наказания" России за Крым, не ограничиваясь лишь свёртыванием партнёрства с Москвой в горячих точках Ближнего Востока.

Россия не во многих сферах экономики может конкурировать с Западом. Но и там, где в последние месяцы был зафиксирован успех Москвы, Вашингтон норовит учинить российским экономическим интересам непреодолимые препоны. В качестве наглядного примера подходит проект строительства в Иордании силами российских атомщиков первой в арабском мире АЭС. Хашимитское Королевство крайне зависимо от внешних источников снабжения энергоресурсами. До острых политических событий в Египте вопрос энергообеспечения Иордании не стоял так остро. В 2004 году Амман и Каир заключили соглашение о поставках египетского газа в Иорданию. До 2011 года, когда "страна пирамид" вошла в затяжную фазу внутриполитической турбулентности, газ с северного направления обеспечивал выработку в Иордании 90% электроэнергии. Причём, импорт энергоресурса обходился Амману по беспрецедентно низкой стоимости - около $6 за кубометр природного газа. С весны 2011 года Иордания, как, кстати и другой импортёр египетского газа Израиль, столкнулась с большими проблемами. Взрывы на трубопроводе участились, а с ними и энергобезопасность южных соседей Египта подверглась испытанию на прочность. Перебои с поставками египетского газа в Иорданию оценивались местными властями в $1 млн.ежедневных убытков.

Ныне Амман строит планы удовлетворения своих энергопотребностей с опорой на развитие атомных мощностей, которые к 2030 году должны покрыть 30% нужды арабской страны в электроэнергии. Но на пути российско-иорданской сделки по "мирному атому" встали США. В прошлом месяце при их непосредственном участии Иордания и Израиль договорились о поставках газа. Компания Noble Energy, владеющая 36% акций проекта по разработке месторождения "Тамар" в Восточном Средиземноморье (в зоне израильских территориальных вод) подписала соглашение с двумя иорданскими компаниями о поставке газа в Иорданию с 2016 года. Действие договора рассчитано на 15 лет, объём сделки - $500 млн. (ежегодно планируется поставлять до 2 млн. куб. м газа на сумму около $33 млн.). Данный контракт, будучи по признанию самих иорданцев и израильтян малозначимым в экономическом плане, несёт в себе значительный политический заряд ограничения России в деле её проникновения на ближневосточный энергетический рынок.

У Москвы были и продолжают оставаться виды не только на атомный контракт с Амманом по строительству на иорданской территории "Росатомом" двух энергоблоков 1000 МВт мощности каждый. В 2012-2013 годах "Газпром" самым внимательным образом присматривался к разработке израильтянами газовых месторождений "Тамар" и "Левиафан". Их разведанные запасы оцениваются в диапазоне от 800 до 900 млрд. куб. м природного газа. В феврале 2013 года швейцарская "дочка" российской газовой корпорации заключила с израильскими партнёрами соглашение по месторождению "Тамар". Российские СМИ поспешили сообщить о крупном успехе "Газпрома". Соглашение было представлено как контракт об эксклюзивном отборе "Газпромом" сжиженного природного газа (СПГ) с месторождения "Тамар" в течение 20 лет (начиная с 2017 года, когда начнёт работать завод по производству СПГ). В марте 2013 года, после разъяснений тогдашнего министра энергетики и водных ресурсов Израиля Узи Ландау, реальный расклад достигнутых месяцем ранее соглашений с участием "Газпрома" получил свою определённость. По разъяснению израильской стороны, достигнутые договорённости не давали российской компании права на экспорт энергоресурса до принятия правительством страны отдельного решения о его продаже за рубеж. В распространённом министром Ландау письме подчёркивалось, что "месторождение "Тамар" предназначено только для снабжения газом израильского рынка". В июне 2013 года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу посвятил внешних партнёров своей страны в пропорцию распределения газа для внутренних нужд и для поставок на экспорт. 60% добываемого с месторождений газа решено оставить для собственных потребностей. Не в последнюю очередь, по соображениям закрытия бреши в поставках газа в страну из-за нестабильной ситуации в Египте. Соответственно, остающиеся 40% ориентируются на внешние рынки. Знаковость указанной сделки Израиля и Иордании по газу при участии американской компании Noble Energy состоит в том, что израильтяне впервые выделили квоту на экспорт газа из 40% перспективной добычи со своих месторождений.

С середины 2013 года планы "Газпрома" по участию в совместных с израильтянами, другими зарубежными компаниями газовых проектах на восточносредиземноморском шельфе пребывают в неопределённости. В начале текущего года эксперты стали указывать на возможность вхождения "Газпрома" в проекты региона со второй попытки и в партнёрстве с другими правительствами. После встречи президента России с главой Палестины Махмудом Аббасом 23 января приняли предметные очертания планы "Газпрома" приступить к освоению нефтегазовых месторождений на средиземноморском шельфе сектора Газа. Возможно, обращение Москвы к вопросу реализации совместных с палестинцами энергетических проектов раздосадовало Тель-Авив настолько, что он дал вовлечь себя в выстраиваемые Вашингтоном схемы ограничения российских интересов в регионе. Американцы придерживаются линии на переубеждение иорданцев в крупном энергетическом контракте с российской атомной корпорацией. Вопрос стоит следующим образом: или атомные реакторы на иорданской территории так и останутся проектом, или они будут построены без участия российской стороны. Арсенал привлечённых американцами к решению вопроса политических и экономических средств указывает, что они настроены самым решительным образом. С 2012 года в Иордании слышен голос противников строительства АЭС. Внутренние оппоненты проекта, представленные в местном парламенте и на общественно-политическом поле страны, указывают на потенциальные риски эксплуатации атомных блоков на сравнительно небольшой территории Иордании. Нарекания вызывает также высокая стоимость предприятия (около $10 млрд., что сопоставимо с годовым бюджетом Иордании). В стране создана общественная организация под названием "Национальный комитет против атомного проекта" (National Committee to Oppose the Nuclear Project). Силами этого объединения 21 февраля были организованы шествия протеста. За всем этим проглядывается заинтересованное участие США, других внешних сил, оппонирующих сближению Москвы и Аммана на платформе крупного энергетического проекта.

В плоскости экономических средств отвлечения иорданцев от сотрудничества с россиянами задействованы израильский газ и саудовская нефть, расширение объёма поставок которых должны сделать планы Аммана по освоению технологий "мирного атома" российского происхождения не актуальными. Саудовцы обещают наладить в соседнюю страну, с которой у неё весьма доверительный диалог на самом высоком политическом уровне, дополнительные поставки нефти. В свою очередь, появление атомных станций на территории любого арабского государства израильтяне связывают с вопросом обеспечения национальной безопасности Еврейского государства. Известно, что в 2012 году дело дошло до выражения королём Иордании Абдаллой II публичного недовольства в адрес Израиля из-за "подрыва" последним планов Аммана по созданию на своей территории атомных мощностей.

Таким образом, для России в нынешних ближневосточных хитросплетениях вырисовывается нерадужная картина. Перед "Газпромом" в освоении месторождений "Левиафан" и "Тамар" учинили во многом искусственные преграды, не позволяющие российской компании обрести серьёзные позиции в перспективном энергетическом проекте. Помимо прочего, данный проект может в не столь отдалённом будущем стать для "Газпрома" конкурентом на газовом рынке Турции. Планы строительства газопровода из Израиля в Турцию с ежегодным объёмом поставок от 15 до 16 млрд. кубометров появились на интересном этапе отношений Тель-Авива и Анкары. Запущенное Вашингтоном примирение двух бывших военно-политических партнёров с весны 2013 года привело к заметным двусторонним подвижкам. Как минимум в части воздержанности турецкой стороны от антиизраильской риторики и ответных шагов Тель-Авива по устранению последствий известного инцидента в Восточном Средиземноморье 4-летней давности (рейд израильского спецназа на паром "Mavi Marmara").

Перспективы же "Росатома" на иорданском рынке пока не лишены шансов на успех. Но при столь мощном напоре на Амман, оказываемом из Вашингтона, Тель-Авива и Эр-Рияда, с каждым месяцем растёт вероятность отхода иорданских властей от ранее зафиксированных (в предварительном порядке) договорённостей с Москвой. Подписание контракта с "Росатомом" по строительству двух реакторов планировалось ещё в конце 2013 года. Теперь указывается на 2015 год в качестве следующего ориентира оформления контракта. Затягивание вопроса играет явно не в пользу российской стороне. Военные поставки из США, газ Израиля и нефть Саудовской Аравии на определённом этапе перевесят для Иордании экономические дивиденды от перспективного сотрудничества с одной из ведущих держав мира в сфере атомной промышленности.

Михаил Агаджанян