Группа депутатов парламента Армении несколько дней назад ввела в обращение законопроект, нацеленный на борьбу с так называемыми "фейками" (fake) в интернете. Авторы проекта предлагают внести изменения и дополнения в статью №1087.1 Гражданского кодекса Армении. С другой стороны, законопроект вызвал обеспокоенность у ряда представителей армянских СМИ, блогеров, а также экспертов в области интернет-коммуникаций, поскольку, по их мнению, содержит серьезные недостатки и недоработан по части конкретики.

В своем нынешнем виде указанная статья регламентирует порядок компенсации за ущерб чести, достоинству и деловой репутации. Депутаты, во-первых, предлагают дополнить девятый пункт данной статьи, который в нынешнем виде гласит: "Если при оскорблении или клевете не было ссылки на источник (автора) информации, или источник (автор) информации неизвестен, или осуществляющий информативную деятельность не сообщает имени автора, пользуясь своим правом на неразглашение источника информации, то обязательство по компенсации падает на опубликовавшего оскорбление или клевету, а если она была представлена в информации (субъекта), осуществляющего журналистскую деятельность, ответственность возлагается на него". Проект закона предусматривает дополнение данного пункта предложением следующего содержания: "Автор информации считается неизвестным, если заинтересованное лицо, приложив разумные усилия, не может идентифицировать автора, независимо от того, где имело место оскорбление или (была распространена) информация, содержащая клевету".

Более того, предлагается дополнить 9-й пункт статьи №1087.1 шестью подпунктами. В совокупности они гласят, что, во-первых, публикующий оскорбление/клевету источник не несет ответственности, если раскрывает свои источники. Во-вторых, владелец интернет-ресурса обязан удалить информацию, определенную как клевету или оскорбление, в течение 12 часов, в противном случае будет привлечен к ответственности в судебном порядке. В-третьих, законопроект дает определение СМИ как сайта, который "доступен неограниченному количеству лиц через интернет, имеет адрес и содержит информационные или иного рода сообщения, независимо от частоты обновления информации, времени ее хранения и прочих параметров". Правовладелец информации идентифицируется проектом закона как "лицо, имеющее право и техническую возможность удалить комментарий".

Документ получил прозвище "законопроект против фейков", так как в пояснительной авторы указали: "Предусматриваемые изменения обусловлены тем обстоятельством, что в последнее время распространение содержащей клевету или оскорбления информации через фальшивые аккаунты получило широкое распространение в социальных сетях".

Проект закона фактически приравнивает "фейков" к лицам, которые не указывают в интернете свои подлинные данные - Ф.И.О, дату рождения, пол, рост, вес и прочее. В связи с этим законодательная инициатива стала поводом для активных дискуссий в армянском интернет-секторе.

14 марта группа армянских журналистских организаций распространила заявление, в котором призвала депутатов изъять из обращения плод своей законотворческой деятельности. В частности, журналисты отмечают, что несмотря на определенные положительные нюансы проекта, в целом они несопоставимы с возникающими негативными рисками.

"Новый закон содержит угрозы для реализации права граждан на свободу слова, на получение и распространение информации, а также по части защиты личных данных. Он не в состоянии ощутимо повлиять на информационные потоки, несущие в себе клевету, оскорбления, нарушающие частную жизнь.

Вместе с тем законодательные поправки приведут к возникновению неудобств у добросовестных участников информационных процессов, вынудят "эмигрировать" армянских пользователей интернета в сегменты виртуального пространства, не подвластные национальному законодательству, создадут условия для выборочного применения законов и привлечения граждан к ответственности по субъективным мотивациям", - отмечается в сообщении.

На отсутствие конкретики в законопроекте, размытые, а также бессмысленные формулировки обратили внимание эксперты по интернет-коммуникациям. Например, предложенное депутатами определение СМИ как всем доступного сайта с информацией, которая может обновляться. На самом деле данная формулировка касается абсолютно всех без исключения сайтов в мире, лишь ничтожная часть из которых попадает под армянскую юрисдикцию, то есть размещена на серверах, физически расположенных в Армении. Особенно "актуально" данное определение в контексте социальных сетей - любой участник популярных соцплощадок в интернете имеет возможность публиковать, удалять и редактировать различные сообщения, которые могут быть подведены под категорию "информация".

Вызывает вопросы пункт о том, что если "автор информации считается неизвестным, если заинтересованное лицо, приложив разумные усилия, не может идентифицировать автора...". В законопроекте не указано, что можно считать "разумными усилиями", а что нет. Учитывая, что навыки владения компьютером у всех людей абсолютно разные, определить степень "разумности" в данном вопросе не представляется возможным.

Впрочем, есть еще один небезынтересный факт: среди авторов законопроекта нет ни одно специалиста по современным медиа, социально-медийным технологиям. Список выглядит следующим образом: Арпине Ованнисян - юрист, правящая Республиканская партия Армении (РПА); Давид Арутюнян - юрист (РПА); Теван Погосян - инженер (оппозиционная партия "Наследие"); Элинар Варданян - юрист (оппозиционная "Процветающая Армения"); Наира Зограбян - театровед ("Процветающая Армения"); Армен Рустамян - физик (АРФ "Дашнакцутюн"), Степан Демирчян - электрик ("Армянский национальный конгресс" (АНК); Эдмон Марукян - юрист (беспартийный); Гагик Джангирян - юрист (АНК); Эгине Бишарян - педагог ("Оринац еркир").

Добавим, что 31 марта постоянная парламентская комиссия по государственно-правовым вопросам проведет слушания относительно данного законопроекта.