Российский фондовый рынок пережил черную неделю, вернувшись к минимальным показателям 2010 и даже 2009 годов. Акции госкомпании "Аэрофлот" при этом потеряли почти 10% своей стоимости. Эксперты отмечают, что наряду с общерыночным обвалом авиаперевозчику навредили и определенные действия чиновников.

Руководители "Аэрофлота" провели на днях встречу с ведущими аналитиками инвестиционных банков, пытаясь выработать стратегию вывода своих акций из "ямы". Мероприятие проходило в престижном бизнес-центре Lotte Plaza и выявило несколько важных моментов. Ведущей причиной биржевых неприятностей "Аэрофлота" инвестиционные аналитики все же признали общий провал рынка. Начавшись еще в середине недели, падение биржевых индикаторов в пятницу достигло максимальных значений за все последние годы. Индекс ММВБ опустился ниже 1200 пунктов, индекс РТС чуть не пробил психологический барьер в 1000 пунктов. Рублевые цены на Московской бирже массово подешевели в пределах 15%, причем многие бумаги также обновили многолетние минимумы.

Наибольшие потери понесли энергетики, бумаги ряда компаний даже обновили свои исторические минимумы. Впрочем, не лучшая ситуация сложилась и в других секторах. "Падает весь рынок, очень мало акций сделало какой-то положительный рост", - констатировала аналитик "Ренессанс-Капитал" Александра Серова.

Досталось и "Аэрофлоту", причем в этом виноват был не только разразившийся биржевой кризис. По мнению ряда банковских экспертов, дополнительный удар по котировкам авиаперевозчиков нанесли чиновники. Ситуация выглядит парадоксально, если не абсурдно - госслужащие "играют на понижение" с акциями компании, часть которой принадлежит государству.

Каждое негативное заявление, сделанное представителями государственных органов в адрес представителей бизнеса, обычно крайне болезненно отзывается на последних. Так, стоило некоторое время назад главе ФАС Игорю Артемьеву раскритиковать используемую "Аэрофлотом" систему бронирования билетов, как бумаги перевозчика на бирже заметно, хотя и временно, обесценились.

Еще одним поводом понервничать для всегда подозрительных биржевых игроков стало обвинение группы российских авиакомпаний в картельном сговоре. И пусть дальше публичных выступлений дело не пошло, на фоне слабеющего рынка свою роль эти события все же сыграли. Теперь "Аэрофлот" и его главный акционер - государство - вынуждены подсчитывать потери, которых можно было бы избежать, если бы госслужащие на деле преследовали бы государственные интересы.

Впрочем, падение курса акций еще было бы как-то возможно принять, если бы речь шла действительно о важных и полезных замечаниях. Но и авиаторы, и эксперты сомневаются в обоснованности претензий того же ФАС. "В регулятивных органах не выработано серьезного подхода к авиации, как к отрасли, - отметил замгендиректора ИК "Регион" Анатолий Ходоровский. - ФАС не понимает тарифной политики авиакомпании. Они уверены, что авиакомпании должны продавать дешевые билеты. При этом ФАС не утруждает себя разбираться в экономики авиакомпаний". Остается только надеяться, что на чиновников, ставящих узковедомственные приоритеты выше государственных, рискуя при этом навредить таким стратегически важным отраслям, как авиаперевозки, все же найдется управа. И они перестанут искусственно создавать биржевые риски в условиях, когда рынки и так пребывают в нестабильном состоянии.