Михаил Ходорковский посетил Киев. 10 марта 2014 года по определению устроителей мероприятия "в свободной стране Украине, в свободном городе Киеве и в очень свободном Киевском политехническом институте" Ходорковский перед собравшимися в большом зале студентами прочитал лекцию на тему "За нашу и вашу свободу". Это первая политическая акция российского экс-олигарха после того, как он был освобожден по амнистии из заключения в декабре прошлого года. Лекция, сугубо политического характера по своему содержанию, стала своеобразным манифестом опального экс-олигарха - свидетельством его намерений участвовать в политической борьбе в России. В Киеве Ходорковский выступал от имени "инакомыслящей России" - той части российского общества, которая, по мнению Ходорковского, "преследует действительные, а не мнимые национальные интересы России".

Сам Ходорковский посчитал, что его лекция, посвященная украинской революции, на самом деле - о России. "Помимо проблем Украины, которые вас волнуют более всего, существуют и проблемы России. То, что происходит сегодня на Украине - это важно и в гораздо более широком контексте". "Я говорю в основном-то о России, заметьте. О проекции украинской революции, о проекции, происходящего в Украине, на Россию. Именно это, скажу откровенно, волнует меня больше всего, хотя я люблю Украину".

Теперь об оценке Ходорковским событий в Киеве февраля 2014 года. С точки зрения экс-олигарха - это революция. В частности, в своей лекции в киевском Политехе он отметил: "Российские власти предпочитают говорить о том, что в Украине произошел конституционный переворот, тщательно избегая употреблять слово "революция". С этим очень трудно согласиться. Переворот, прежде всего, может быть там и только там, где действует конституционный режим. Украину при режиме Януковича, как собственно и современную Россию, вряд ли можно было бы назвать правовым государством, несмотря на наличие истинного текста конституции. Правовое государство существует только там и тогда, где и когда существуют действительное разделение властей, независимая судебная система и подлинная реальная сменяемость власти в результате честных выборов, где обеспечивается правопорядок. Совершенно очевидно, что ничего подобного ни в Украине при Викторе Януковиче, ни в России при Владимире Путине не было и нет. А значит нельзя перевернуть то, чего не было". Приведенный довод Ходорковским довольно наивен. Правового государства, например, не существует в подавляющем большинстве стран Третьего мира - в Африке, Азии, и, тем не менее, всякого рода перевороты с насильственным захватом власти там обычное явление. Классические примеры переворотов до недавнего времени демонстрировали государства Латинской Америки с их всяческими хунтами. Кстати, в местной традиции эти перевороты именовались как раз "революциями". Причина здесь в другом - в отечественной языковой традиции понятие "переворот", в смысле насильственной смены власти, существует в негативном контексте, а понятие "революция" воспринимается как нечто позитивное - возвышенное и справедливое. В частности, именно так Ходорковский рассматривает украинскую революцию с точки зрения критерия "справедливости": "И после революции внутри страны, как и за ее пределами, самостоятельно определяются в вопросе о том, как к этой революции относиться. Определяющим должно являться понимание того, была ли революция справедливой или нет. Со времен отцов основателей американской конституции считается общепризнанным, что народ имеет право на восстание против тех, кто узурпировал власть. Поэтому глубоко ошибаются те, кто полагает, что революция всегда попирает право. Бывает, она восстанавливает право, которое попиралось предыдущей властью. Вторая украинская революция - это революция справедливости. Я был вчера на Майдане...". В русском языке иностранное слово "революция" по отношению к понятию "переворот" - это новояз. Сравни: Ходорковский - это делец и Ходорковский - это бизнесмен. Первое понятие "делец", истинное, кстати, имеет негативный смысловой контекст. Заимствованное иностранное слово "бизнесмен" имеет нейтральный или позитивный смысл в русском языке.

Проблема не в том, является ли принципиальным выбор в определении февральских событий в Киеве "революцией" или "переворотом", а в определении истинного смысла и масштаба этого события. Уже десять лет, как в наш политический лексикон было введено понятие "оранжевая революция", под которой понимается смена власти в интересах США и их союзников, осуществляемая народной массой, действующей в революции против собственных интересов. В этом значении февральские события в Киеве являются именно "оранжевой революцией". Разумеется, Ходорковский полностью игнорирует подобное понятие, тем более, применительно к Украине.

На лекции в киевском Политехе Ходорковский определил февральскую революцию на Украине, как революцию национальную: "Это была национальная революция, очередной этап борьбы украинского народа за свое самоопределение". Национальную революцию, как считает Ходорковский, осуществил "украинский народ", который еще не стал "единой гражданской нацией". Следовательно, по Ходорковскому, цель революции - создание современной буржуазной нации с превращением Украины в "европейское государство".

Ходорковский сказал на лекции: "У людей, которые стояли плечом к плечу на Майдане, были разные взгляды на жизнь, но были две объединяющие цели, обе абсолютно понятные и достойные. С одной стороны, это была национальная революция, очередной этап борьбы украинского народа за свое самоопределение. С другой - это было противостояние ополоумевшему от жадности коррупционному режиму, который забыл о наличии любых иных интересов, кроме интереса набивать собственный карман. Хочу подчеркнуть, что наш российский народ сегодня нуждается в решении тех же проблем". Итак, "российский народ", по Ходорковскому, также нуждается в "национальном самоопределении" и ликвидации "коррупционного режима".

На лекции в Киеве Ходорковский сказал: "Я являюсь безусловным сторонником построения в России правового демократического национального государства с единой гражданской нацией и, безусловно, поддерживаю аналогичные устремления украинского народа". Ходорковский несколько раз в своей лекции в Киеве продемонстрировал, что он - типичный европоцентрист по своим воззрениям. Он говорит о перспективе создания в России "нормального демократического государства". Российская государственность, с его точки зрения "ненормальна". Идеологию лекции Ходорковского в Киеве можно квалифицировать, как типичную российскую нацдемовщину без уклона в ксенофобию. Именно для того, чтобы избежать в обвинениях в столь свойственном части российской нацдемовщины сепаратизме и националистической ксенофобии по отношению к "лицам кавказской национальности", Ходорковский и использует настойчиво тезис о готовности с оружием в руках защищать российскую землю на Северном Кавказе.

Ходорковский "уверен, что заслуги украинской революции, именно как примера для подражания еще будут оценены в России по достоинству". В этом заключается главное значение украинской революции для России по Ходорковскому. Ее можно и следует повторить в Москве - таков смысл подобного утверждения.

Ходорковский определяет украинскую революцию и следующую за ней потенциально русскую революцию, как "национальную", т. е. буржуазно-демократическую революцию, призванную создать буржуазную нацию с присущими ей демократическими институтами, с разделением властей, независимым судом и т. д. Здесь все с европейской точки зрения правильно. Однако при приложении европейского лекала к Украине или России возникают проблемы, обусловленные тем, что революция имеет дело с полиэтническими, поликонфессиональными и поликультурными обществами. В этих условиях "национальная революция" на Украине превращается в "националистическую" революцию. Гипотетическая национальная революция в России также будет иметь следствием территориальный распад государства. Ходорковский в случае с Украиной в упор не желает квалифицировать порожденные февральской революцией национальные конфликты, видя в них только эксцессы - продукт деятельности исключительно радикалов. "Отмена закона о языках - фатальная ошибка". "Фатальная ошибка", а не сам дух националистической революции на Украине. Ходорковский полагает, стоит лишь обуздать радикалов, и украинская революция примет правильный европейский вид.

Вторым аспектом украинской революции, по Ходорковскому, является "справедливость" - антикоррупционная направленность. Однако если революционная власть в Киеве в действительности займется коррупцией, приобретшей на Украине, впрочем, как и в России, системный характер, как результат специфической постсоветский приватизации, то революция на новом этапе примет непременно социальный характер. Национальное соединится с социальным в национал-социалистической революции. Здесь уже слово в украинской революции предстоит сказать "Правому сектору", а никак не Яценюку, Кличко или Тимошенко. Такая перспектива никак не учитывается Ходорковским. Он был на Майдане, фашистов он там не нашел, как будто фашисты - это люди с рогами. Национал-социализм - это идеология, состояние сознания и совсем не обязательно внешние проявления: повязки со свастиками или факельные шествия. Национал-социалист внешне может выглядеть вполне респектабельным человеком, обладающим логикой и цельным взглядом на мир.

Помимо того, что украинская революция, по мысли Ходорковского, должна явить пример для подобного практического действа в России, она еще обладает и цивилизационным потенциалом. На лекции в киевском политехе Ходорковский заявил: "Считал и считаю, что совместное движение в европейском направлении являлось бы главным объединяющим фактором для взаимоотношений российского и украинского народов. Это главное, что могло бы объединять наши страны в политической сфере. Но, если в начале ХХI века локомотивом такого движения в европейском направлении, в направлении европейских ценностей, могла бы стать Россия, то теперь произошла смена, и лидером постсоветской интеграции, если захочет, может стать Украина. Новая Украина может стать маяком и источником ценностей, ценностным ориентиром для новой России, которая еще не создана".

Ходорковский смотрит на процесс влияния на Россию идущей в Европу революционной Украины в рамках образцов холодной войны. Он полагает, что Западу надо создать из Украины искусственную точку роста в пункте цивилизационной конфронтации с Россией: "Украине необходимо стать европейским государством. Для этого необходимо решение двух взаимосвязанных задач: ликвидация коррупции и привлечение иностранных инвестиций. Надо прямо сказать: Украина и Крым потенциально аналог Восточной и Западной Германии, где решался вопрос о конкурентоспособности западных ценностей в измененном мире. Если Запад позволит себе проиграть в этом ценностном противостоянии, то значит за Грузией и Крымом последует что-то другое. Мы все это проходили 70 лет назад. Мы все это знаем по нашей общей европейской истории. Значит, необходим план Маршалла для Украины. План Маршалла, который, помимо финансовой составляющей, должен включать в себя антикоррупционную составляющую, которая на сегодняшний день для Украины, впрочем, конечно, как и для России, важен настолько же, насколько в 45-м году для Германии была важна денацификация. Это сравнение по важности задач. Но главное, что успех демократического строительства в Украине - это пролог создания новой России - страны справедливости и демократических ценностей". Возникает вопрос: сколько может стоить гипотетический план Маршалла при существующем разрыве ВВП между современными Украиной и Россией? Отметим, что после сокрушения СССР Евросоюз даже по отношению к своим новым членам на востоке в Центральной Европе и Прибалтике не использовал подобных программ.

Без создания из Украины потребительской витрины трансформация России, по Ходорковскому, проблематична из-за иного типа ее общества. Вот, как он видит дело: "Проблема российского общества, я не знаю, насколько она является и проблемой украинского общества, об этом вам судить, заключается в том, что у нас люди, мои сограждане, всегда задают вопрос: "Вот если не Путин, то кто"? То есть вот это вот, существует понимание, как строится вождистская система государственной власти и непонимание того, как строится нормальное демократическое государство. Это не возникло при Владимире Путине, этой традиции достаточно много времени. Я, на самом деле, всегда говорил о том, что надо по-другому ставить вопрос: Если не Владимир Путин, то что? И ответ на это: демократические институты. Вот объяснить людям, как должна управляться страна не с помощью одного вождя, а с помощью демократических институтов, при разделении властей, при независимом суде, при обязательной сменяемости власти, при контроле общества над властью, в общем, все то, что сейчас в муках рождается в Украине - вот это и была задача новой цивилизации".

Таким образом, решение проблемы "неправильного общества" России видится Ходорковским в рамках "вот объяснить людям". Подобный вариант работает уже четверть века. Однако российским либералам-западникам на выборах победа при любой ситуации не грозит. Другое дело устроить революцию активного меньшинства в столице по типу Майдана. Над решением этой проблемы работают. Однако, как сейчас свидетельствует опыт двух недель украинской революции вот это - "разделении властей, при независимом суде, при обязательной сменяемости власти, при контроле общества над властью, в общем все то, что сейчас в муках рождается в Украине" пока не рождается. Разделение властей в националистической революции Майдана на практике означает бегство из страны главы исполнительной власти и разгон конституционного суда. Независимый суд на Украине сейчас начинается с люстрации судейских и блокирования работы органов внутренних дел. А "муки рождения" означают легализацию самодеятельных вооруженных формирований под видом национальной гвардии. Безвластие центра в Киеве ведет к дрейфу в сторону этнократической диктатуры. А вместо регионального самоуправления идет прямое назначение центральной властью из Киева в регионы украинских олигархов, превращающихся на местах в реальных князьков.

Лекция Ходорковского в Киеве в очередной раз продемонстрировала, что российские либералы западники находятся в плену такой мнимой категории как "прогресс". Они полагают, что революции на постсоветском пространстве приведут местные общества в "Золотой миллиард". Мир Запада представляется им "правильным". Но пока что из очередных после 1991 года революций получается ровным счетом все наоборот - события эти лишь углубляют общую деградацию. Кстати, нынешняя февральская революция на Украине в восприятии Ходорковского напоминает об уроке русским либералам другой февральской революции - 1917 года в России. Тогда тоже все начиналось с восторга по поводу "свободы, равенства и братства", а кончилось все через полгода контрреволюцией традиционного общества на фоне тифа, голода, гражданской войны и террора. По-европейски тогда явно не получилось.

Ну, а если вернуться к реальной проблематике значения украинской националистической революции для России, в частности, к проблеме национальной безопасности, вставшей перед Россией в полный рост, в связи со сменой режима в Киеве, то этого вопроса для Ходорковского просто не существует. Революционная трансформация России и Украины по европейскому цивилизационному лекалу, по его мнению, приведет к тому идеальному состоянию "вечного мира", когда "демократические страны меж собой не воюют". Полный неадекват. И, тем не менее, внезапный визит Ходорковского в Киев свидетельствует, что, вопреки своим заявлениям, он явно не намерен ограничиваться "общественной деятельностью". Лекция Ходорковского в киевском политехе свидетельствует, что опальный российский олигарх явно заинтересован тематикой экспорта украинской оранжевой революции Майдана в Россию.

Дмитрий Семушин - обозреватель ИА REGNUM