Сотрудник подразделения украинской милиции спецназначения "Беркут" прапорщик Всеволод Орлов, участвовавший в событиях на Майдане 18 февраля 2013 года, дал пресс-конференцию в Санкт-Петербурге. Как передает корреспондент ИА REGNUM, сегодня 12 марта, пресс-конференция переносилась несколько раз, а на входе у журналистов проверяли документы люди в форме, похожей на казачью.

27-летний Всеволод Орлов, который прослужил в Крымском отделении "Беркута" три с половиной года и был направлен вместе товарищам в Киев для охраны общественного порядка, в столкновениях на Майдане 18 февраля получил открытый перелом руки и контузию. "До 18 февраля не было ожесточенных стычек с "Правым сектором" и радикалами. 18 февраля люди окружили весь правительственный квартал, они были заранее подготовлены и пришли с палками и щитами. В 12 дня происходило заседание Верховной Рады, обсуждался вопрос о возврате Конституции 2004 года. После началась атака на правительственный квартал с улиц Грушевской и Институтской и Мариинского парка. Люди поджигали автобусы, у меня два раза загоралась форма, - рассказывает Орлов. - Нас закидывали камнями. Вечером нашим руководством было принято решение выдвигаться на Майдан. На этот момент среди "беркутовцев" уже были раненые, но убитых с нашей стороны еще не было, такая информация не доходила. Бойцы "Беркута" собрались вокруг Майдана. Наверху было принято решение о начале контртеррористической операции. Два часа милицейская машина просила людей покинуть территорию".

Как рассказывает Орлов, бойцов, которые начали наступление и пробились через целый ряд оборонительных сооружений, "встретили" зажигательными смесями и камнями. Орлов убежден, что протестующими четко руководили. "Пока мы стояли, они потихоньку постреливали по нам. Если мы начинали движение вперед - стрельба усиливалась", - сказал боец крымского "Беркута" и добавил, что у протестующих было и гладкоствольное и нарезное оружие.

"Наши командиры объявили о том, что сейчас будет штурм. Цель - оттеснить протестующих до сцены. У нас было два водомета, которые не принесли особого толка - они тушили пожар. Создалось большое ядовитое облако дыма, дышать было практически невозможно. Мы побежали в облако", - рассказал Орлов. Тогда же он получил ранение. Раненых бойцов обещали отвезти в госпиталь Миниобороны Украины, однако он оказался переполнен. "Беркутовцев" отвезли в городскую больницу, где размещали только сотрудников милиции. "Мы понимали, что если попадем в гражданскую больницу, ночью могут прийти радикалы и просто перебить нас", - говорит Орлов. По словам бойца, самым страшным для него было попасть в плен и стать инвалидом.

Он также рассказал, что не может сегодня связаться с некоторыми товарищами - "беркутовцам" сложно добраться до родного Крыма. По словам, Орлова, везде находятся блокпосты, установленные членами "Правого сектора". Самому Орлову добраться до своих помогла медсестра. "Когда я выезжал, мне пришлось спрятать свою форму в мусорный мешок, - рассказал боец.

По мнению Всеволода Орлова, киевский протест был хорошо организован. Он отмечает слаженность действий среди протестующих: "Они готовились долго и заранее. Мое мнение - это было кем-то проплачено. Ведь такое количество людей надо как-то содержать - размещать, кормить".

Как подчеркнул боец, его спецподразделение было послано в Киев для обеспечения общественного порядка, и 18 февраля огнестрельного оружия у крымского "Беркута" не было. "У нас были резиновые палки и щиты. Огнестрельное оружие дали только 20 февраля", - сказал Орлов, отметив, что может говорить только за Крымское отделение "Беркута".

Орлов вместе со своим отцом, который также присутствовал на пресс-конференции, попросят российское гражданство. Однако оставаться в России боец не намерен, он хочет продолжить службу в родном Крыму. "В Крыму как был "Беркут", так и будет. У кого мы должны спрашивать разрешения носить форму?" - прокомментировал отец Всеволода Орлова. Сам боец подчеркнул, что хочет, чтобы грядущий референдум прошел "мирно и без провокаций".

Как отметил отец бойца, "Беркут" защищал не президента Януковича, а народ Украины. На вопрос журналистов, по отношению к кому "беркутовец" испытывает чувство ненависти - к протестующим или властям Украины, Орлов отвечать отказался.