Крымско-татарский народ больше не желает пребывать в националистической слепоте: историк

Москва, 13 марта 2014, 12:47 — REGNUM  12 марта один из неформальных лидеров крымско-татарского народа, экс-глава Меджлиса Мустафа Джемилев в интервью Financional Times заявил: "В случае аннексии Крыма Россия рискует получить повторение кровавых чеченских конфликтов". По его словам, некоторые татарские экстремисты уже угрожают "оккупирующим полуостров российским войскам" джихадом. "У нас есть исламисты, ваххабиты, салафиты, группы, которые воевали (на стороне оппозиции) в Сирии, - заявил Джемилев. - Они говорят: "На нашу землю вступил враг, и мы готовы".

СМИ Украины с подачи Киева формируют в сознании крымских татар образ исламофобской России, где "похищают и пытают мусульман" и где "скинхеды избивают приезжих". Власти Украины всерьез опасаются, как бы Мустафа Джемилев, который 12 марта говорил по телефону с Владимиром Путиным, "не поддался искушениям Кремля".

Что из себя представляет крымско-татарский фактор? Каковы отношения крымских татар с украинскими националистами? Каких геополитических поворотов в крымском вопросе следует ждать, а каких - прямо опасаться? На эти темы с ИА REGNUM беседовал Вадим Трухачев - историк-славист, преподаватель Российского государственного гуманитарного университета.

ИА REGNUM: Мустафа Джемилев, который 12 марта говорил по телефону с Владимиром Путиным, много лет руководил Меджлисом крымско-татарского народа. Что из себя представляет эта организация? И кто такой сам господин Джемилев?

Меджлис крымско-татарского народа - это самая крупная общественная организация крымских татар. Но Меджлис не един: там есть светские группы, клерикальные и далее, вплоть до радикал-исламистских и националистических. Проще говоря, Меджлис - это совокупность разнородных групп и фракций. Более-менее объединено только руководство Меджлиса.

Лидеры Меджлиса традиционно ориентированы на националистические тренды Украины и "оранжевые" партии. Так сложилось исторически и повелось со времен, когда организацию возглавил Мустафа Джемилев.

Биография этого человека интересна. В 1944 году Джемилев был депортирован еще будучи младенцем. Становление Джемилева проходило в Узбекистане, в среде угнанного в многолетнюю ссылку народа, которая тогда многим крымским татарам казалась бессрочной. Будучи еще юным человеком, он примкнул к диссидентам, стал заниматься антисоветской пропагандой, выдержанной в духе известной максимы Астольфа де Кюстина "Россия - тюрьма народов". В советские времена с таким не шутили, и Джемилев за свое диссидентство провел около 15 лет в тюрьмах и лагерях. Во время одной из своих отсидок Джемилев познакомился с Юрием Шухевичем - сыном нацистского коллаборациониста Романа Шухевича. Есть сведения, что на советские годы пришлись первые контакты Джемилева с украинским националистом Степаном Хмарой.

Пути Джемилева и украинских националистов пересекутся в 90-х годах. В 1998 году Джемилев сидел в кресле депутата Верховной Рады как представитель "Народного руха Украины". Вместе с Джемилевым по списку "Руха" в Раду тогда прошел Рефат Чубаров - нынешний председатель Меджлиса крымских татар. После распада "Руха" Джемилев не потеряется. В 2002 году он будет избран в парламент Украины по списку от "Нашей Украины" - объединения Виктора Ющенко.

Те крымские татары, которые были солидарны с Джемилевым, в основном, следовали его курсу. Некоторая их часть потом будет поддерживать Юлию Тимошенко. Сейчас "прооранжевые" крымские татары солидаризируются с новыми властями Украины.

"Прооранжевые" крымские татары не выражают воли всего своего народа. В конце февраля я наблюдал, как на митинге в Севастополе выступал молодой крымско-татарский общественник Ленур Усманов. Признаюсь, что это выступление меня обрадовало. Я увидел, что не все крымские татары носят повязки из национализма и русофобии, которые им старательно из года в год подвязывают на глаза украинские националисты. Выступление Ленура Усманова показало, что крымско-татарский народ больше не желает пребывать в националистической слепоте, и хочет сам определять, с кем и где им жить. Татары вроде Ленура Усманова хорошо понимают: их народ нужен украинским националистам не более, чем жертвенные бараны и пушечное мясо, а на интересы крымских татар "националам" глубоко наплевать. Иллюзии насчет Запада и Турции у здравомыслящих крымских татар тоже давным - давно исчерпались.

ИА REGNUM: 12 марта Мустафа Джемилев в интервью Financial Times заявил, что "в случае аннексии Крыма Россия рискует получить повторение кровавых чеченских конфликтов". Как вы оцениваете это высказывание?

Первопроходцами в плане создания "ручных" мусульманских объединений и управляемого джихада являются англичане, взявшие в XVIII по свою опеку тогда мало кому известного Мухаммеда Абдулваххаба, основателя нынешнего ваххабизма. В Крыму Лондон уже 250 лет трудится над тем, чтобы подтолкнуть крымских татар на джихад против России. Над тем же самым в Крыму трудится и Вашингтон.

Из своих бесед с крымскими татарами я сделал вывод: крымские татары не только не готовы к джихаду, но и не хотят его. Они понимают: в случае военного джихада в Крыму они рискуют потерять все. А крымским татарам есть, что терять. Я имею в виду не только мелкий бизнес в виде кафе или магазинчиков, но и привычный уклад жизни, хрупкую, но действенную систему межнационального и межрелигиозного мира. Крымские татары все это очень ценят. Если Крым превратится в зону военного джихада, то они потеряют и свой бизнес, и привычный уклад жизни, и свои головы

Господин Джемилев, говоря о джихаде в Крыму, наверное имел в виду управляемый джихад а ля Сирия, где основной действующей силой является исламистский интернационал без роду, племени и моральных устоев. В этот интернационал вольются отщепенцы со всего бывшего советского пространства. В Киеве мы уже видели татарских национал-радикалов, которые на пару с неонацистами штурмовали Украинский дом и другие здания. Они и в Крыму с удовольствием что-нибудь сожгут или взорвут. Кроме них, к джихаду с радостью примкнут исламисты из Башкирии, Сибири, республик Северного Кавказа. Вполне возможно, что прибудут десанты из Казахстана и республик Средней Азии. Для тамошних исламистов джихад в Крыму будет шансом избежать репрессий на родине: Назарбаев, Каримов и Рахмон поступают с исламистами очень жестко. Возьмутся за автоматы и представители крымскотатарского исламистского меньшинства. Конечно, радикалов среди крымских татар мало, но они там есть, и готовы в любой момент начать "джихадить". В случае успеха сценария с джихадом, под ружье в Крыму готовы встать крымскотатарские "моджахеды" численностью с один - два пехотных полка. Это тоже немало.

Такой джихад против России в Крыму возможен. Но этот джихад будет внешним, управляемым, и, следовательно, основная часть крымских татар к нему не примкнет. Кроме того, вероятность антироссийских выступлений в Крыму можно без проблем минимизировать путем упреждающего идеологического удара со стороны России. В начале марта в Крыму побывал муфтий Татарстана и представители правительства этой республики. За событиями в Крыму внимательно смотрит Рамзан Кадыров, и есть сведения, что глава Чечни готов сам поехать в Крым. В Дагестане собрали для жителей Крыма 80 тонн гуманитарного груза.

Эти действия российской стороны вполне могут быть нашим контрударом в Крыму. Другое дело, что такие упреждающие действия надо было проводить раньше, чем на Украине началась кровавая катавасия. Веди себя Россия на Украине лет пять назад более "по-сестрински", то есть, более активно и консолидирующе, Украина бы смогла избежать всего того, что переживает сейчас. Крымский кризис - это часть общеукраинского кризиса. А общеукраинский кризис стал возможен потому, что Украина с 1991 года является крайне слабым, несамостоятельным и неустойчивым государством. Все годы своей независимости она только и делает, что шатается из стороны в сторону, и того гляди, развалится.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете политику Турции в крымском вопросе? Создается ощущение, что Анкара дала России полный карт бланш в Крыму. Учитывая давние интересы Турции в Черноморье, это выглядит странно.

У Анкары нет никакого интереса в том, чтобы поддерживать смуту на Украине и в Крыму. Эрдогану в Черноморье нужны постоянство и стабильность, потому что любые катаклизмы в этом регионе могут перекинуться на саму Турцию. В нынешней Турции тоже кризис, тоже есть общественный раскол и есть четко намеченные светские ориентиры. Свои радикалы там тоже есть: вспомним тех же "Нурджулар", "Серых волков". Внутри правящего круга Турции есть силы, которые хотят ввергнуть Турцию в войну, чтобы потом убрать Эрдогана с политической шахматной доски. Имею в виду спецслужбу Gladio и связанные с ней турецкие политические группировки. У Запада, которому Эрдоган давно уже стал бельмом на глазу, есть свой интерес, чтобы вовлечь Турцию в очередную геополитическую авантюру.

ИА REGNUM: В зарубежных СМИ, в основном, англоязычных, красной нитью проходит утверждение: активизация России в Крыму поспособствует военному джихаду в Крыму. Вокруг Крыма сейчас складывается очень сложная военно-политическая обстановка, которая миру не способствует. Получается, что зарубежные СМИ в своих прогнозах правы?

В какой-то степени эти СМИ правы. У Лондона и Вашингтона есть свой интерес в крымском кризисе. Но это не значит, что весь политический пул Британии и США поголовно проголосует за военную опцию. Там нет полного единства. Конечно, найдутся отмороженные "ястребы" - русофобы, которые будут рады возможности устроить ненавистной России кровавую баню. Эти "ястребы", как правило, не светятся перед экранами телевизоров. Они - или "серые кардиналы", или так называемые think tankers - представители аналитических центров, которые формируют основные политические тренды и общественное мнение в странах Запада.

ИА REGNUM: 1 марта Россия приняла решение о вводе войск в Крым. По сути, это была военная опция. Были ли альтернативы этой "опции"? Могла ли Москва поступить как-то иначе?

Я думаю, не могла. Вмешательство России в ситуации на Украине - это единственный способ уберечь Украину от окончательного краха. Западу стабильность и процветание на Украине нужны меньше всего. То, что до власти в Киеве дорвались отмороженные националисты - уже показатель краха. Впрочем, других вариантов быть не могло: на смену коррупционерам на Украине обязательно приходят националисты, а потом они меняются ролями.

На сегодняшний день на Украине существует единственная действенная идеология - слегка смягченная идеология Организации украинских националистов (ОУН). Наиболее ярким выразителем идей ОУН был небезызвестный Степан Бандера, чуть раньше - Евген Коновалец, а до Коновальца был Дмитрий Щелкоперов, более известный как Дмитро Донцов. Все эти люди - узколобые фанатики-русофобы. Это не моя характеристика. Я всего лишь процитировал гетмана Павла Скоропадского. Даже такая неоднозначная личность как Скоропадский называл украинских националистов "узколобыми русофобами", и считал, что дорвавшись до власти, они превратят украинцев в ни на что не пригодных людишек.

У украинских националистов очень ограниченное сознание, которым легко управлять извне. Чтобы было понятным, проиллюстрирую это на примере. В Виннице я как-то видел глобус Украины. Обычный глобус, только весь раскрашенный в цвета украинского флага. Последователям Бандеры кажется, что весь мир крутится вокруг Украины. Их мышление состоит из схем - шаблонов, как у последователей тоталитарных сект. Шаблоны примерно такие: "москали - враги", "враг москалей - друг Украины", "друг москалям - враг Украине". И на этом все. Такой человек не может мыслить и действовать самостоятельно.

ИА REGNUM: А как вы расцениваете реакцию русских националистов на события в Крыму? Если судить по некоторым публикациям на том же сайте "Спутник и Погром", "националы" России видят решение крымской проблемы исключительно в вытеснении и ассимиляции крымских татар.

Я бы не стал столь демонизировать русских националистов. Среди них есть не только отморозки с бритыми затылками, но и здравомыслящие люди. Многие из этих здравомыслящих людей еще в феврале поехали в Крым, чтобы изучать там обстановку на месте. Не исключу, что наши "националы", в конце концов, придут к диалогу с крымскими татарами. Конечно, разговор поначалу будет эмоциональным, на повышенных тонах, но потом точки соприкосновения все же будут найдены.

У России в Крыму есть одна действенная сила, которая по своему характеру близка к здравомыслящим националистам. Сила, увы, не актуальная, а пока что потенциальная, поскольку она никак не оформлена. Я имею в виду православно-патриотический лагерь. В Крыму, как и на Украине в целом, давно существуют разные православные движения, но в активной политической деятельности они никакого участия не принимают и на ход событий не влияют. Не влияют, потому что им не на кого опереться. Москва о православных патриотах с Украины будто и не хочет знать.

Опять же, не надо думать, что все православные державники воспринимают крымских мусульман как "темных инородцев" и врагов. Среди православной общественности Крыма и Украины есть немало адекватных людей. Эти люди понимают, что православию и исламу в 21 веке нужно держаться друг друга. У православных и мусульман есть общие враги: ваххабизм, идеология "Хизб-ут-Тахрир", различные секты, а в более глобальном плане - всеобщее падение нравов, особенно среди молодежи. Верующий православный и верующий мусульманин могут не только общаться друг с другом, но и сотрудничать ради друг друга.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail