Ситуация на Юго-Востоке - каковы возможные сценарии и тактика России?

Основным фактором, определяющим развитие ситуации в юго-восточных регионах Украины, становится продолжительная эрозия власти Киева. Центральная власть на Украине дискредитирована, а система управления страной разрушена. Система правоохранительных органов Украины подавлена перманентным "Майданом" и националистами "Правого сектора". Экономика страны поставлена на грань краха. Киев не в состоянии сегодня наладить синхронную работу финансовой системы по всей территории страны. Единому бюджету Украины нечего дать регионам, а регионам, в особенности восточным, нет смысла перечислять свои деньги в казну Яценюка-Турчинова.

В этой ситуации, Юго-Восток вводит самоуправление. Высшая степень самоуправления - это автономия от Киева, коей по своему статусу уже обладает Крым. Совершенно рациональным решением властей Симферополя на фоне хаоса, убийств и безвластия в Киеве становится проведение референдума о дальнейшей судьбе крымского народа. Оставаться далее в составе Украины или возвращаться в состав России - решит народ Крыма на законосообразном референдуме 16 марта 2014 года.

Надо понимать, что самоопределение Крыма и рост самосознания русского населения восточных регионов Украины - это главный политический итог киевского "Майдана". Все остальное - театр и эмоции.

Единственно возможная тактика России в данном случае, это гарантировать безопасность русского населения - тех регионов Украины, в которых Россия и только Россия может быть допущена к этой благородной функции. Мы помним, как крымчане несколько лет назад не позволили флоту НАТО провести учения у полуострова. Разве допустят они сегодня, чтобы их право на свободу защищал кто-то, кроме России? На другой чаше весов для Крыма - подчинение очередным киевским или донецким олигархическим кланам, которые с калейдоскопической скоростью свергают друг друга на "Майдане" из года в год. Реальное же развитие Крыма все эти годы обеспечивал российский капитал.

Надо понимать, что пока Россия будет занята защитой Крыма и Юго-Востока, США и ЕС прочно укрепятся на остальной части Украины и в Киеве. Будут ускорены процедуры принятия Украины в НАТО. Сдерживание этого высокотехнологического вторжения - это, пожалуй, перспективная, самая главная и сложная задача России. Здесь помимо политических, экономических и военных мер нужна будет масштабная работа в гуманитарной и информационной плоскостях. Очевидно, Россия в этом плане явно уступает Западу. В конце концов, вся эта ситуация на Украине - результат масштабного провала России в работе с обществами постсоветских республик.

Какие регионы могут присоединиться к Крыму после его отделения?

Я не думаю, что Крым будет заинтересован в расползании своей территории на остальную часть Украины. Крым - это Крым. Остальным регионам Украины предстоит определять свой статус в диалоге с Киевом.

Федерализация Украины - путь, который эта страна должна была пройти 10 лет назад. Однако мы видели, как "политикум" старательно избегал этого сценария, понимая угрозу расползания страны. При этом "политикум" же сделал все, чтобы сегодня эта угроза самореализовалась. Отныне интересы Западной Украины не могут навязываться в силовом режиме восточным регионам, поскольку и местное население осознало силу "майданного права". Посмотрим, удастся ли новой украинской власти, которую можно по праву называть хунтой, навязать восточным регионам новый олигархический строй - Коломойских и Тарут. Здесь предстоят еще серьезные баталии. В конце-концов, выбор будет за народом. И на этот выбор очень серьезно повлияют итоги референдума в Крыму.

Крым же сегодня имеет шанс определить свое будущее, реализовать то же право, что и Косово. Прецедент жив, здоров и множится в веках. Заявления Барака Обамы о том, что у Крыма нет права проводить референдумы, не выдерживают критики и "косовской аргументации". Я думаю, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье должны приветствовать предстоящий референдум в Крыму и стать наблюдателями за его ходом.

Политика Турции по отношению к украинскому кризису: на что может рассчитывать Анкара?

Турция имеет полное право прислать своих наблюдателей на референдум, встать на защиту прав крымско-татарского меньшинства демократическими методами.

На самом деле, сейчас внутри Турции также сложилась не очень простая ситуация. Позиции некогда всесильного премьер-министра Тайипа Эрдогана значительно ослабли в результате интенсивного конфликта с его некогда наставником - Фетхуллахом Гюленом, который, судя по всему, создал в стране параллельные структуры. Идет нешуточная борьба. Эрдоган заявил недавно, что уйдет из политики, если его партия проиграет на предстоящих выборах в органы местного самоуправления.

Плюс к тому - сорван мир с курдами, а это был главный проект Эрдогана. Полным ходом идет становление независимого Курдского государства, что является экзистенциальным вызовом для Турции.

И еще. Свалить в Сирии Башара Асада не удалось, несмотря на все усилия широкого альянса США, Турции, арабских монархий и США. Граница с Сирией остается для Турции направлением угрозы для ее безопасности.

В свете сказанного, Турция имеет право рассчитывать на продолжение взаимовыгодного сотрудничества с Россией в Черноморском регионе, если проявит мудрый и осторожный подход к событиям на Украине и в Крыму. Вчерашний визит президента Польши Бронислава Коморовского в Анкару позволяет предположить, что Анкару будут всячески сталкивать с рационального пути поведения.

В любом случае, в Турции не могут не понимать, что Крым для России - стратегическая точка, ее главный "черноморский авианосец".

"Татарский фактор". Получат ли какие-либо бонусы крымские татары, которые не поддержали референдум? А ведь могли договориться заранее...?

Судя по всему, возможности договориться у лидеров татарской общины Крыма были. Не зря же туда был спущен десант из представителей высшего руководства Татарстана. Сложно сегодня сказать однозначно, что повлияло на окончательную позицию лидеров крымско-татарской общины - собственная убежденность в исключительно украинской судьбе Крыма или неубедительность доводов лидера Татарстана... В самом Татарстане, кстати, русские общественные организации упрекают президента Рустама Минниханова в двойных стандартах.

Тем не менее, главный бонус, который сейчас могут получить все - и русские, и украинцы, и татары, и все остальные народы Крыма - это сохранение безопасной среды для жизни своих семей. Если бы Киев был в состоянии оформить и предоставить крымчанам такую возможность, то это было бы сделано. Вместо выработки таких предложений, полулегитимный украинский парламент начал с того, что отменил право свободно использовать русский язык, на котором говорит подавляющее большинство населения полуострова.

Что касается в особенности крымских татар, которые не поддержали референдум, то они должны понимать, что оставляют себя в стороне от исторического процесса. Бойкот делу не поможет. Не оценят этого и националисты, которым еще предстоит самим легализоваться и установить окончательную власть над мятежным Киевом. Не оценят и олигархи, которые должны еще подавить националистов. Выбор между свободой и развитием Крыма, львовскими националистами и всеукраинскими олигархами стоит сегодня перед всем Крымом. В том числе, перед татарской общиной.

Глобально: повлияет ли конфликт с Украиной на вывод войск западного альянса из Афганистана?

Нет. НАТО признает провал миссии в Афганистане. Теперь им предстоит свернуть ее, оставив плачевные результаты странам региона. Здесь важнее, сумеет ли Запад выдвинуть консолидированную позицию и четкую схему действий по Украине. Пока этого нет. Не исключено, что взорвав "украинскую мину" в руках России во время Олимпиады, Запад и вовсе дистанцируется от процесса. Точно так же, как это делается в Афганистане. Поддерживая контролируемый хаос в различных регионах мира, США пытаются спасти себя. Это война, навязанная всему миру. Сохранить себя за счет других.

На вопросы шеф-редактора Алексея Демина отвечал главный редактор Виген Акопян (ИА REGNUM)