Геополитика: "Гражданский конфликт оборачивается территориальным расколом". "Евроинтеграция": Безвизовый режим с ЕС "сведет к нулю получение жителями Молдавии румынских паспортов". Выборы: "Демократы настаивают на том, чтобы на выборы три партии Коалиции за проевропейское правление шли единым избирательным блоком".

Геополитика: "Гражданский конфликт оборачивается территориальным расколом"

На наших глазах гражданский конфликт оборачивается территориальным расколом, пишет "Пульс". И, кажется, уже и там, кое-где на Западе, прежде всего, в Германии, начинают что-то понимать про такие страны, как Украина и как Молдавия. Отдавать себе отчет в том, что невозможно ставить их в позицию или-или. Поскольку подобная постановка вопроса сама по себе провоцирует конфликт и раскалывает общество. В Старой Европе слышится экспертное мнение, что, может, стоит пересмотреть содержание договоров об ассоциации и особенно - о свободной торговле. Может, учесть исторические экономические связи подписантов, может, учесть, что у местных производителей могут быть интересы в России, и что есть интересы у самой Москвы. Что, в конце концов, есть просто суверенные экономические интересы, безо всяких внешних факторов, которые могут сильно пострадать от того, что какой-нибудь чиновник поставит где-то свою закорючку. И, может быть, поэтому Турчинов сегодня не обнаруживает у виска старого доброго "вальтера", усиливающего звук вкрадчивого голоса с иностранным акцентом: "Подписывай". Хотя кому, черт побери, сейчас до каких-то бумажек?

Можно было бы избежать подобного развития событий или хотя бы смягчить их последствия? Думается, да, продолжает "Пульс". Для этого нужно было не прятать этот документ, как в свое время Янукович, а у нас Лянкэ, широко его обсуждать на экспертном, на общественном уровне. Биться за каждую запятую, еще одно незасеянное поле, еще одно закрытое производство. Биться и информировать граждан. И на Украине, и в Молдавии. А потом, после того, как все увидели, что своей земли не отдали ни пяди, что отстаивали государственные интересы до потери сознания, что выгоды серьезней, чем утраты, чтобы придать этому действу внутреннюю легитимность, стоило бы провести референдум. Кто-то был бы недоволен, как после всяких выборов, но у любого решения - ехать в Вильнюс и подписывать или, наоборот, никуда не ехать и ничего не подмахивать - был бы не просто флер легитимности, а статус легитимного деяния. И это в нынешних условиях единственный нормальный путь, проигнорированный в свое время и Януковичем, и Лянкэ.

С любой европейской или американской трибуны постоянно звучит: голос меньшинства должен быть услышан и учтен при выработке решений государственной важности, пишет "Пульс". А вдруг это голос большинства? Присвоив себе эксклюзивное право вещать от имени всех граждан Республики Молдова, убедив по принципу "ах, обмануть меня несложно, я сам обманываться рад" в этом самопровозглашенном праве западных партнеров, представители молдавского руководства сильно раздражаются и даже приходят в определенное неистовство, когда выясняется, что не менее половины страны, что целые регионы отказывают им в праве вещать, подписывать что-то от их имени. И тогда начинается истерика с трибун и в прессе. И снова - про внешний фактор и внутренних врагов, из кожи вон лезущих, чтобы свернуть Молдавию с единственно правильного цивилизационного пути. Но, судя по опросам общественного мнения, масса внутренних врагов слишком критична, а внешний фактор в лице прямого начальства наших действующих властей - Соединенных Штатов Америки - тоже заявляет о том, что не грех бы с населением посоветоваться. С какою степенью откровенности - судить не будем, но факт остается фактом. Лянкэ, Тимофти, слушайте, что главный сказал: "Если молдаване выберут присоединение к Таможенному союзу, США скажут, что это демократический выбор молдавского народа. Мы хотим, чтобы люди в Молдавии были теми, кто делает выбор". Это посол США в Молдавии Уильям Мозер собственной персоной.

И с этой точки зрения кто у нас в демократическом мейнстриме? - продолжает "Пульс". Гагаузская автономия, которая провела в рамках собственных конституционных полномочий региональный консультативный референдум, или власть, которая мало того что назвала этот плебисцит незаконным, так еще и планирует вообще запретить молдавским гражданам высказываться по важнейшим вопросам развития государства? И уже второпях, в спешке подготовлен законопроект о внесении изменений в Избирательный кодекс - в ту его часть, которая касается порядка и тематики проведения местных референдумов (6 марта парламент Молдавии принял в первом чтении поправки в Кодекс о выборах, согласно которым на местные референдумы запрещается выносить любые темы общереспубликанского характера, вопросы внутренней и внешней политики, а также входящие в компетенцию парламента или правительства страны - прим. ИА REGNUM). Они даже не замечают, что, инициируя подобные поправки в законодательство, они фактически выступают в роли знаменитой гоголевской унтер-офицерши, которая сама себя высекла. Делая это, они фактически признают и без того очевидный факт: гагаузский референдум был абсолютно законным. А иначе зачем вносить подобные поправки?

По мере приближения выборов нам будут все чаще и активнее говорить о цивилизационном выборе, о прекрасном европейском завтра, пишет "Пульс". Нам будут навязывать журавля в небе безо всякой синицы в руке. И никто из них не попытается даже ответить на самые насущные вопросы и вызовы, которые стоят перед каждым из наших сограждан, - нищета, социальная безнадега, чем питаться, как оплачивать коммунальные услуги, чем лечиться, где учиться, что делать с ростом цен, как быть с повседневной коррупцией на всех уровнях, как обеспечить безопасность в свете ужасающе растущей криминальной статистики. И если не удрать под видом туриста, то есть ли будущее? Не европейское, а просто будущее у молдавского государства?

Нам будут рассказывать о светлых перспективах, пытаясь скрыть очевидный факт - государство в его нынешнем виде не в состоянии выполнять свои элементарные функции, продолжает "Пульс". И все эти вопросы будут задавать люди. Люди, которым с воровства властей не перепадает ни крохи. И одними только сказками о европейском будущем им не отделаться.

Вот, в ходе визита в США молдавский премьер Юрий Лянкэ рассказал, какие уроки он извлек из ситуации на Украине, пишет "Пульс". "Первый урок: когда устанавливаешь цель - нужно ей решительно следовать", - цитируют Лянкэ журналисты. В так выученном "уроке" есть политическая прагматика: Лянкэ имел в виду, что общественный взрыв произошел из-за того, что Янукович отказался подписывать вильнюсские документы. Тут, как минимум, можно было бы позлорадствовать на тему того, что все-таки украинский кризис начался из-за документов, которые навязывали Януковичу западные партнеры. Они-то, да и сами участники Майдана давно это отрицают и говорят, что требования евроинтеграции быстро сменились ненавистью к коррупционному режиму и требованиями его свержения. Но Лянкэ настойчиво возвращает нас к отправной точке и называет Вильнюс (или отказ от него, неважно) - главной причиной происходящего. Это, что ли, как-то неполиткорректно в отношении западных партнеров, которые сегодня называют первопричину в давно загнившем в коррупции режиме Януковича. Западные партнеры как раз хотели бы замять роль Вильнюса и Запада вообще в украинском кризисе. Получается, Лянкэ подпитывает версию тех, кто вместе с ним называет главной первопричиной интересы Запада в отношении такого сложнейшего государства и общества, как украинское.

Этот контекст занимателен, но не более того, продолжает "Пульс". В конце концов, мы не узнали ничего нового: все на свете для Лянкэ вращается вокруг Вильнюса, западных покровителей и всего, что с ними связано - МВФ, прилетающая демократия и так далее. Важнее или, точнее, опаснее - смысл сказанного без привязки к обожествляемому Вильнюсу. Итак, Юрий Лянкэ полагает, что для того, чтобы остановить надвигающийся общественный кризис, преодолеть его, нужно "поднажать": следовать цели, не оборачиваться, проявить решительность. Этот урок Лянкэ, конечно, напрямую относится к Молдавии, а не к Украине (на ней мы только учимся). И, конечно, это очень плохо выученный урок. Учиться у Украины, конечно, надо, пишет "Пульс". Несмотря на всеми наблюдаемые отличия (размер территории, количество граждан, выход к морю, недра и прочее), общего предостаточно для того, чтобы учиться. Это и положение между Востоком и Западом, и установленность государственных границ Советским Союзом (очевидно речь об унаследованных от СССР границах - прим. ИА REGNUM), и непростая структура общества, и различные ценностные интерпретации своей истории, и так далее, и так далее. Это общее действительно требует от нас извлечения выводов из украинского урока. И выводы эти - совершенно противоположные тем, к которым "пришел" Лянкэ.

Наш премьер не извлек урок - он полностью проигнорировал произошедшее, продолжает "Пульс". Иначе он сказал бы, что в таких сложных обществах, как молдавское или украинское, власть не имеет права занимать кардинальные позиции, а должна работать медиатором - посредником между различными общественными группами, говорящими на разных языках, придерживающихся разных версий истории, исповедующих разную геополитическую доктрину. Нельзя быть "решительным", потому что, как нас тому учит украинский урок, это рано или поздно приведет к взрыву.

Урок в том, что необходимо бережно выражать личные точки зрения, раз ты уже стал премьером, быть премьером всех граждан страны, а не ее половины, пишет "Пульс". Наблюдая за Украиной, премьер должен был понять, что в таком сложном обществе, как наше, нельзя повышать ставки - когда один выиграет все, а другой - все потеряет: потеряют все, говорит нам украинский урок. И пусть желанная цель становится дальше, но тогда можно быть уверенным, что наш корабль не развалится, проходя по проложенному курсу. В управлении такими государствами как Молдавия и Украина нужна не решительность, а мудрая, терпеливая осторожность. Вот в чем заключается украинский урок, который так и не был выучен Лянкэ, подводит итог издание.

Украину тряхнуло под девять баллов революционной шкалы, пишет "Панорама". Отголоски "землетрясения" могут почувствовать и в нашей стране. Пока что бурлит только информационное пространство, главные ньюсмейкеры которого по разные стороны медиа-баррикад отстаивают свою точку зрения. Республика с ослабленной национальной валютой, высочайшим уровнем коррупции во всех эшелонах власти и нижайшим уровнем жизни в регионе денно и нощно на всех экранах зомбоящиков обсуждает ситуацию в соседней стране, которая, как и многострадальная Молдавия, никак не определится с тем, куда ей податься - в ЕС или в Таможенный союз.

Начнем с цифр, продолжает "Панорама". Молдавия в прошлом году экспортировала на Украину товаров на $141,1 млн. (+15,3% по сравнению с 2012 годом), что повлияло на увеличение общего объема экспорта на 0,9%. В списке из 31 страны, на которые приходится 97,4% от общего объема экспорта, Украина занимает четвертую строчку (с долей в 5,9% от всего экспорта из РМ).

Бывший вице-премьер РМ, министр экономики и реформ, доктор экономических наук Александр Муравский считает, что, пока на Украине будет формироваться новая власть, процесс прохождения товаров будет осложнен, пишет "Панорама". "Вероятнее всего, предстоит тотальная чистка со всяческими репрессивными мерами. Это значит, что придут новые люди, возможно, неподготовленные. Ведь сейчас постараются везде поставить своих, а "своих" грамотных не всегда хватает, значит, придется назначать на важные должности людей не вполне компетентных. К тому же следует учитывать, что им понадобится время, чтобы войти в курс дела, ну а потом начнется пересмотр законодательства, различных соглашений и тому подобное", - предупреждает Муравский.

По его словам, кроме того, что на Украину экспортируются молдавские товары, через нее идет транзитом часть продукции в Белоруссию и Россию, и с этим также могут возникнуть проблемы, продолжает "Панорама". Вместе с тем, специалист полагает, что для РМ не будут вводиться худшие условия, "тем более что представители правящей коалиции делали заявления, в которых выражали явную поддержку, скажем так, украинским победителям".

Директор программы монетарного сектора и экономического моделирования аналитического центра Expert-Grup Александр Фала отметил, что после прихода на Украине к власти проевропейских политических сил у нашей восточной соседки могут значительно ухудшиться отношения с Россией и, как следствие, снова повторятся "газовые" войны, пишет "Панорама". "Это был бы наихудший сценарий развития событий. Однако правительство РМ должно быть начеку, чтобы выйти из подобной ситуации с минимальными потерями для республики. Энергетический кризис можно отнести к гипотетическим рискам, но есть и наиболее вероятные, как, например, уменьшение объемов экспорта из РМ на Украину, - сказал эксперт. По его словам, из-за ухудшения экономической ситуации в соседней стране уменьшится и спрос на импортные товары. "Но это небольшая проблема, так как на Украину приходится незначительная доля из общего объема молдавского экспорта", - подчеркнул Фала, добавив, что при этом Украина остается важным партнером РМ.

Что касается политической стороны вопроса, то события на Украине раскололи элиты и, соответственно, молдавское общество на две части, одна из которых выступает за евромайдановцев, а другая - осуждает беспорядки и погромы, повлекшие многочисленные человеческие жертвы, продолжает "Панорама". Тем не менее, действующим властям РМ вряд ли стоит беспокоиться. Все дело в том, что главный предвыборный козырь Коалиции проевропейского правления (КПП), а именно подписание соглашения об ассоциации, популяризируемое в народе как переход к европейскому уровню жизни, по-прежнему у них в рукаве. "Молдавские, да и европейские власти будут только торопить события, тем более что приближаются выборы и в Европе, и у нас, и на Украине. Пока обстоятельства способствуют ускорению процесса подписания договора", - считает политолог Николай Цвятков.

По его мнению, пока что Молдавия находится в широкой буферной зоне недосягаемости для РФ, пишет "Панорама". Цвятков полагает, что точку над i поставят результаты выборов в обеих странах. "Что касается пресловутого соглашения об ассоциации, то надо понимать, что не столько этот договор развязывает клубок проблем, сколько сопутствующее ему соглашение о свободной торговле, открывающее молдавский рынок для сбыта импортных товаров и не решающее ни одной из проблем молдавской экономики. Это длинная цепочка, ведь договору о свободной торговле с ЕС должно предшествовать заключение соглашения о свободной торговле с Турцией, которая просто раздавит местного производителя. Однако почему-то экономическую проблему у нас не принято обсуждать, хотя она является ключевой", - подчеркнул политолог. Цвятков полагает, что даже в случае прихода к власти в РМ Партии коммунистов соглашение об ассоциации вряд ли будет денонсировано, так как представляет собой простой рамочный документ, определяющий уровень сотрудничества РМ и ЕС, а вот договор о свободной торговле, возможно, будет пересмотрен.

Между тем, политический аналитик Оазу Нантой обращает внимание на тот факт, что коммунисты перенесли на 11 октября вторую республиканскую партийную конференцию, продолжает "Панорама". "То есть они решили выждать, посмотреть, что произойдет на Украине, потому что если она преодолеет политический кризис и будет объявлено, что она все-таки подпишет соглашение об ассоциации, тогда всякого рода трепыхания в Молдавии, в том числе антиевропейские призывы, будут выглядеть, мягко говоря, нелепо", - не сомневается Нантой. Он убежден, что ПКРМ еще не решила, стоит ли менять некоторые программные положения партии (в уставе ПКРМ по-прежнему значится, что партия выступает за евроинтеграцию - прим. ИА REGNUM), и именно поэтому отложила конференцию.

Однако депутат от ПКРМ Артур Решетников заявил "Панораме", что вопрос о дате проведения второй республиканской партконференции искусственно был раздут оппонентами для дискредитации ПКРМ. "Осенью мы определили, что в 2014 году проведем партконференцию, а дату установим в начале года, что и сделали недавно. Всё остальное - "пузыри в тазике коалиции"! Назначение на октябрь никак не связано с Украиной, это внутренняя работа нашей партии", - подчеркнул Решетников.

Вместе с тем ПКРМ распространила официальное заявление, в котором осудила и "олигархический режим на Украине", и "политику лживых обещаний и откровенных провокаций Евросоюза", пишет "Панорама". ПКРМ считает, что "подобный силовой захват власти на Украине стал возможным только благодаря грубому, открытому вмешательству ЕС и США в гражданский конфликт".

Политический аналитик Богдан Цырдя считает, что урок Евромайдана был преподнесен всем политикам из СНГ и близлежащих регионов, продолжает "Панорама". "Нам дали понять, что соглашение об ассоциации с Европой надо подписывать, хотим мы того или нет, то есть никто никого спрашивать не будет. В случае отказа ― пожалуйста, получайте оранжевую революцию. В Молдавии зарегистрировано 8200 неправительственных организаций (НПО), из которых большинство живет за счет западных грантов. Если 8 тысяч умножить на пять человек (минимум в одной НПО), это уже 40 тысяч. Для организации революции в РМ хватит и 20 тысяч, не говорю уже про то, что подключатся и некоторые партии, а СМИ все это дело "разогреют", - заявил Цырдя. Он уверен, что если после выборов новые молдавские власти вдруг свернут с протоптанной дорожки, у РМ появится свой майдан, "потом власти заставят пойти на мировую с оппозицией, дадут гарантии безопасности, а на второй день о них забудут, потом неугодных сделают врагами государства и объявят в международный розыск".

Политолог полагает, что и ПКРМ, ныне продвигающая евразийский внешнеполитический вектор, не составит труда сломать, пишет "Панорама". "Первая причина - это гранты и кредиты из ЕС, соскочить с этой иглы будет трудно. Вторая - у всех наших лидеров, оппозиционных и неоппозиционных, имеются счета на Западе. Третья - Молдавия, так же как и Украина, подписала Индивидуальный план действий по партнерству с НАТО. В нашем случае это произошло с подачи ПКРМ еще в 2006 году. В этом плане предусматривается модернизация армии и силовых структур по стандартам НАТО, соответственно, много наших военных проходят обучение в странах НАТО, посему их лояльность этому блоку довольно высока. Мы наблюдали уже на Украине, когда силовики в последний момент переметнулись к майдановцам. Все это вкупе делает любую власть уязвимой перед ЕС", - отметил Цырдя.

Он считает, что должно произойти чудо, чтобы эти партии (ныне ратующие за ТС) смогли продолжить свой курс, продолжает "Панорама". По мнению политолога, кто бы ни пришел к власти, все попытаются играть на два фронта, ну а РМ будет еще долго находиться под управлением и влиянием Запада. "Здесь уже сформировано огромное геополитическое и экономическое поле, из которого трудно будет выйти. К тому же я не вижу на сегодняшнем политическом олимпе лидеров с незапятнанной репутацией, людей без счетов на Западе, партий, которые настроены решительно и которые не предавали раньше своих восточных партнеров. Вряд ли они продолжат курс на Восток, как это сделали Армения, Казахстан и другие. На данном этапе все это кажется очень и очень сомнительным. Тем более что ПКРМ говорит о европейской модернизации, но не меняет Устав партии, а на ее митинги выходят, в том числе, люди с флагами Евросоюза", - подытожил эксперт.

Такое слабое государство, как Молдавия, действительно, с трудом выдерживает притяжение двух геополитических полей. Опросы показывают, что страна расколота по внешнеполитическим предпочтениям. Вот на днях и башкан Гагаузии заявил, что автономия готова принять на лечение бойцов украинского "Беркута", в то время как центр поддерживает курс новых властей Украины. В СМИ появилась информация о том, что граждане РМ "боролись за свободу" украинцев на Майдане. Однако, как сообщили "Панораме" в Министерстве иностранных дел и евроинтеграции, МИД и посольство РМ на Украине не располагают официальной информацией об этом, "но она в настоящее время проверяется".

В то же время в случае эскалации напряженности в соседней стране, ― а судя по происходящему в Крыму, все только начинается, ― риск раздробления Украины довольно высок, продолжает "Панорама". У Молдавии, кстати сказать, тоже есть свой мятежный "полуостров" - приднестровский (Приднестровье никогда не входило в состав "Республики Молдова", которая, тем не менее, продолжает претендовать на территорию ПМР - прим. ИА REGNUM), а тут еще возникли проблемы с Гагаузией, не захотевшей в ЕС, с Тараклией, воодушевившейся примером автономии, да и на севере, в Бельцах, неладно. Но главное, если перефразировать слова из известной песни, лишь бы не было "молдомайдана", подводит итог издание.

"Евроинтеграция": Безвизовый режим с ЕС "сведет к нулю получение жителями Молдавии румынских паспортов"

Молдавия оказалась всего в одном шаге от безвизового режима с ЕС, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Соответствующая инициатива получила поддержку Европейского парламента (ЕП), и теперь последнее слово остается за Советом ЕС. Противников безвизового режима с ЕС в Кишиневе не нашлось: и власти, и оппозиция поддержали решение ЕП и даже поспорили о том, кто больше сделал для его принятия. Эксперты говорят, что полемика продолжится и в ходе осенней предвыборной кампании, однако граждане к тому времени начнут воспринимать свободу передвижения по Европе как данность, а не заслугу тех или иных политических сил.

Решение о либерализации визового режима для граждан Молдавии Европейский парламент 27 февраля принял подавляющим большинством голосов: 460 "за" при 40 "против" и десяти воздержавшихся, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". В апреле решение должно быть подтверждено Советом ЕС. Затем после завершения технических процедур утверждения решение вступит в силу через 20 дней после опубликования в "Официальном журнале" ЕС.

Активнее всех в Европарламенте за молдаван радовались депутаты от Румынии, пишет "Коммерсантъ-Молдова". По словам европарламентария Моники Маковей, этот исторический день является наградой для граждан Молдавии и ее проевропейских властей за предпринятые за последние годы усилия. "Мы ждем вас в ЕС с открытым сердцем", - заявила Маковей. Другой румынский евродепутат Мариан-Жан Маринеску выразил удовлетворение тем, что Молдавия "движется по европейскому пути вопреки внутреннему и внешнему давлению".

Молдавия стала первой из стран "Восточного партнерства", получившей либерализованный визовый режим с ЕС, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Он предусматривает, что граждане Молдавии, обладающие биометрическими паспортами, смогут находиться в странах Шенгенской зоны на протяжении не более чем 90 дней в течение полугода без права трудоустройства. Ожидается, что возможность отправиться в страны Шенгена без виз молдавские граждане получат не позднее июня текущего года. Граждане РМ смогут ездить без виз во все страны Шенгенского соглашения, включая те из них, которые не являются членами ЕС (Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн, Исландия), а также страны-кандидаты на вступление в Шенген (Румыния, Болгария, Хорватия и Кипр). В то же время визовый режим сохранится с государствами-членами ЕС, не входящими в Шенгензону (Великобритания и Ирландия).

Пока, впрочем, безвизовый въезд будет доступен лишь пятой части населения - именно столько в Молдавии обладателей биометрических паспортов, пишет "Коммерсантъ-Молдова". По данным госпредприятия Registru, всего с 2008 года по состоянию на 20 февраля в Молдавии было выдано 758,4 тыс. таких документов. При этом у 1,9 млн молдавских граждан на руках паспорта старого образца. И хотя власти Молдавии заранее призвали граждан поторопиться с получением биометрических паспортов, приобретать их граждане Молдавии не спешат. Так, за январь и 20 дней февраля текущего года было выдано около 21,9 тыс. биометрических паспортов, в то время как за аналогичный период прошлого года - 21,5 тыс. биометрических паспортов. "В среднем ежедневно подается 500-700 заявлений на получение биометрических паспортов. В период отпусков число заявлений возрастает до 1500 ежедневно", - сообщили "Ъ-MD" в пресс-службе Registru. При этом физически Registru может производить около 4 тыс. биометрических паспортов в сутки.

Власти Молдавии горячо приветствовали решение Европарламента, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". По словам премьер-министра Юрия Лянкэ, "отмена визового режима дает нам шанс перейти на другой уровень взаимодействия с европейской цивилизацией и европейскими ценностями". "Мы всегда были и остаемся европейцами. А сейчас мы всего лишь возвращаемся домой", - добавил господин Лянкэ. А Лидер либерально-демократической партии Владимир Филат назвал голосование в Европарламенте "победой граждан Республики Молдова". По его словам, Молдавия сделала важный шаг на пути к конечной цели - вступлению в ЕС.

Порадовались вестям из Страсбурга и в Демпартии, пишет "Коммерсантъ-Молдова". "Мы должны радоваться. Это должно быть для нас праздником", - заявил вице-спикер парламента, демократ Адриан Канду. А председатель законодательного органа Игорь Корман назвал произошедшее результатом командной работы правящей коалиции и выразил уверенность, что итоговое решение Совета ЕС не заставит себя долго ждать. "Не было такого никогда, чтобы Европарламент принял решение, а Совет Евросоюза его не поддержал", - заявил он.

Не нашлось аргументов против решения Европарламента и у оппозиционных коммунистов, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Более того, в Компартии утверждают, что, по большей части, случившееся - именно их заслуга. "Мы начали этот процесс еще в 2006-2007 годах", - сказал депутат-коммунист Юрий Мунтян. Теперь же, по его словам, Европарламент принял это решение, "чтобы хоть как-то подготовить действующую власть к выборам, потому что на выборы им идти не с чем". "Но получить за пять лет правления только безвизовый режим - это очень мало", - уверен коммунист.

В то же время, по словам господина Мунтяна, практический эффект от безвизового режима будет минимальным, пишет "Коммерсантъ-Молдова". "Ежегодно в единый центр выдачи виз обращаются около 15-18 тыс. граждан, большинство из которых - чиновники. Из 100 человек, получающих визы, только трое-четверо получают отказы. Единственная польза будет от отмены платы за визу в размере €35", - заявил он. Положительным моментом либерализации визового режима в Компартии считают то, что "сведется к нулю получение жителями Молдавии румынских паспортов". "До этого они были вынуждены их получать, давая основания для массы спекуляций для тупых румынских политиков", - отметил господин Мунтян, добавив, что правительство обязано проинформировать граждан о том, что принятое решение не дает гражданам Молдавии возможности работать в ЕС.

Эксперты считают, что получение безвизового режима будет использоваться правящей коалицией на осенних парламентских выборах, однако оценить его эффект затрудняются, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "Трудно сказать, насколько это повлияет на результаты партий коалиции, но они очень мощно будут пропагандировать это в ближайшие два месяца, пока решение не вступит в силу, - сказал политический аналитик Виорел Чиботару. - Перед выборами коалиция будет эксплуатировать и подписание договора об ассоциации с ЕС, таким образом стараясь достичь кумулятивного эффекта от этих двух факторов". Глава ассоциации ADEPT Игорь Боцан, напротив, сомневается, что отмена визового режима станет решающим очком в пользу партий коалиции. "К выборам впечатления от этого факта отойдут, люди просто начнут воспринимать это как данность", - сказал "Ъ-MD" господин Боцан.

Альянс за европейскую, прости Господи, интеграцию (речь о Коалиции проевропейского правления - прим. ИА REGNUM) пытается ввести общество в эйфорическое состояние по поводу нашей возможности уже в ближайшее время сидеть в кафешках на Елисейских полях, пишет "Пульс". Это настолько же замечательно, насколько безумны намеки власти на потенциальный выход Молдавии из СНГ.

Вспоминается одна старая шутка времен олигархических информационных войн в России: сначала заказать против конкурента черный пиар, уплатить за него кучу денег, а потом самому же в него и поверить, продолжает "Пульс". Вспоминалась эта шутка в связи с какой-то удивленно-ожесточенной реакцией околовластных политологов, которые восклицают: коммунисты приветствуют решение Европарламента об отмене визового режима. А что, собственно, так удивляет? ПКРМ никогда не выступала против безвизового режима. Больше того, именно ПКРМ, будучи у власти, начинала вести эти переговоры. Молдавия выполняла целый ряд условий, Евросоюз брал на себя определенные обязательства... У этого процесса были свои этапы - упрощение визового режима для целого ряда категорий граждан - от чиновников и бизнесменов до журналистов и студентов, открытие в Кишиневе единого центра выдачи вид и так далее. И хорошо помнятся все аргументы, которые тогда неоднократно высказывались. В том числе, а может быть, и прежде всего - политические: нельзя возводить новую Берлинскую стену, нельзя стимулировать граждан Молдавии получать румынские паспорта в качестве проездного документа. Поэтому - ну, разумеется - отлично, что долгий переговорный процесс, начатый еще лет десять назад, наконец, увенчался успехом!

Правда, в этой связи беспокоят два основных момента в риторике нынешних властей, пишет "Пульс". Известно, что безвизовый въезд для обладателей биометрических паспортов предполагает только и исключительно только туризм. Права на работу он не дает. Это не устают подчеркивать официальные представители Европейского союза, которые, видимо, не без оснований полагают, что и у властей, и у граждан может возникнуть соблазн сильно расширить трактовку содержания этого документа. Так, Джеймс Уилсон, директор Делового совета ЕС-Украина специально подчеркнул, что "проект по либерализации визового режима не будет способствовать созданию рабочих мест, но будет способствовать культурному обмену и развитию туризма". Туризм и культурный обмен - это прекрасно. Тем более в условиях, когда в райцентрах никаких особых туристических объектов и никакой культуры не обнаружишь. Да и лишних денег нету у большинства, чтобы доехать до райцентра.

Так вот, несколько смущает тот факт, что сильно симпатизирующие действующей власти аналитики уже начинают всячески намекать на то, что вообще-то эту туристическо-культурную обреченность отмены визового режима можно и обойти, продолжает "Пульс". Ну, типа - поехал осматривать Версаль и потерялся среди кривых парижских улочек, воспылал желанием побродить по развалинам Форо Романо - и провалился в античность, строить то, что через тысячелетия станет развалинами. Понятно, что довольно часто так и будет происходить, но зачем об этом почти открытым текстом говорить из телевизоров, которые нет-нет, да и смотрят представители Евросоюза. И если людей, которые нарушат теперь уже безвизовый режим, предполагающий возможность пребывания на 90 дней в течение полугода без права на работу, будут ловить и депортировать на родину - к кому у них должны быть претензии? К ЕС, к властям данной конкретной страны, или к болтунам, которые заведомо вводят наших граждан в заблуждение?

Отмена визового режима подается нашими властями в качестве одного из логических звеньев в целой цепи событий, пишет "Пульс". Ну, типа: парафировали договор об ассоциации, теперь вот - Европарламент проголосовал за отмену визового режима, а там, глядишь, договор об ассоциации будет подписан и ратифицирован, а дальше... И так далее и тому подобное. Вплоть до триумфального вступления в Евросоюз.

Так вот, нужно достаточно четко понимать, что безвизовый режим не имеет ровным счетом никакого отношения к соглашению об ассоциации и, тем более, - к евроинтеграции, продолжает "Пульс". Это - отдельный переговорный процесс, который, повторимся, ведется беспрерывно более десяти лет. Такие переговоры - о безвизовом режиме - ведет и Россия. И даже если брюссельская бюрократия будет политически препятствовать, торгово-промышленное лобби обязательно продавит. Поскольку русские едут в Европу не зарабатывать, а тратить деньги. Почувствуйте разницу.

Сегодня Молдавия, будем надеяться, присоединится к гордому списку стран, среди которых фигурируют Чили, Бразилия, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Панама, Парагвай, Венесуэла, Малайзия, пишет "Пульс". У них также есть соглашения о безвизовом въезде в ЕС. Эти страны не занимаются европейской интеграцией, да и вообще находятся не в Европе. Так что прямой логической связи между визовыми поблажками и широко анонсируемым вступлением в ЕС не существует в объективной реальности.

Нашим властям, честно говоря, надо сейчас как-то сориентироваться, предпринять срочные меры к тому, чтобы не качнуть маятник в другую сторону, чтобы не возникло визовых барьеров с Россией и СНГ, продолжает "Пульс". С теми государствами, куда из Европы массово перебираются наши сограждане в поисках работы и заработка для своих семей, оставшихся на родине. Из - поскольку ну нету у них там своих домов на берегу Женевского озера, как у наших нынешних начальников, и дети их не посещают, увы, престижных частных школ где-нибудь в Цюрихе или Лондоне. Из - поскольку не туризм и не культурный обмен, а поиски хлеба насущного вытолкнули и выталкивают все более и более массово их из родной Молдавии. А в Европе сейчас с работой очень не очень.

И сейчас важно не пропустить момент, несмотря на эйфорию, пишет "Пульс". Проявить ну хоть какую-то прагматичность. Пока что же, как минимум, не видно стремления обезопасить молдавских граждан от вероятных проблем на Востоке. А видно лишь продолжение той тупой, одновекторной политики, которая провоцирует только и исключительно раскол в обществе и потерю сотен тысяч реальных рабочих мест, подводит итог издание.

Выборы: "Демократы настаивают на том, чтобы на выборы три партии Коалиции за проевропейское правление шли единым избирательным блоком"

"В Центризбиркоме рекомендуют облегчить условия для борьбы за места в парламенте" - под такими заголовками на этой неделе вышли ряд публикаций, пишет Noi. На поверку емкое слово "Центризбирком" оказалось секретарем ЦИКа Андреем Волентиром, который озаботился действующим размером избирательного порога для политических партий, позволяющим им проходить в парламент. По словам г-на Волентира, нынешний порог в 6% является самым высоким в истории Республики Молдова, в то время как среднеевропейский показатель составляет 4%. Из чего следует логический вывод - проходной избирательный барьер не мешало бы снизить. Во имя гармонизации молдавского законодательства с европейским, естественно.

Все бы хорошо, если бы не партийная принадлежность нынешнего секретаря Центральной избирательной комиссии, продолжает Noi. В 2011 году на тот момент председатель парламента и по совместительству и.о. президента Мариан Лупу заполнил свою квоту представительства в Центризбиркоме, назначив одного из девяти членов Центральной избирательной комиссии. Выдвиженцем спикера оказался Андрей Волентир, до последнего момента консультировавший парламентскую фракцию ДПМ, а также представлявший интересы Демпартии в ЦИКе во время предвыборных кампаний.

Полгода назад институт маркетинга и социсследований IMAS провел закрытый социологический опрос о раскладе политических сил в РМ, пишет Noi. Заказчиком выступил американский институт NDI (National Democratic Institute). Опрос показал, что предвыборный рейтинг Демократической партии составляет 5,8%, не дотягивая даже до проходных 6%. При этом "открытый" летний опрос IMAS давал демократам 8,6%. Ознакомившись с результатами социологического исследования, демократы, по словам одного политолога, "впали в истерику". Результатом которой стала скандальная пятнадцатистраничная инициатива ДПМ о переходе на смешанную избирательную систему: это когда половина парламента (51 депутат) избирается по партийным спискам, вторая половина (50) - по одномандатным округам. Законопроект содержал и целый ряд других поправок в Кодекс о выборах. Например, о снижении избирательного порога.

Документ был направлен на согласование в Венецианскую комиссию Совета Европы, продолжает Noi. Однако, как говорят, Венецианская комиссия выразила готовность поддержать лишь отдельные положения законодательной разработки демократов. Как писало издание "Коммерсант", в конце января на встрече с лидерами ДПМ в Кишиневе секретарь Венецианской комиссии Томас Маркерт прямо заявил, что смешанная система не годится для стран со слабой демократией, к каковым относится и Республика Молдова. Но дал понять, что Венецианская комиссия согласна порекомендовать молдавским властям снизить избирательный порог с 6% до 5% для партий и с 9% до 7% для избирательных блоков. Свое рекомендательное заключение комиссия опубликует где-то в конце марта.

Молдавское законодательство не запрещает вносить изменения в избирательное законодательство в канун выборов, пишет Noi. Однако в принятом Советом Европы Кодексе передовой практики по избирательным вопросам говорится, что избирательное законодательство нужно менять хотя бы за год до выборов. Венецианская комиссия пару раз рекомендовала "подшефным" странам менять законы о выборах не позднее, чем за полгода до выборов. Так что если ДПМ собирается настоять на изменении ряда положений Кодекса о выборах (например, о снижении порога с 6% до 4%), парламенту следует внести поправки в течение весенне-летней сессии. Поэтому нынешние размышления секретаря Центризбиркома Андрея Волентира об оптимальности избирательного порога в условиях молдавской действительности, его ссылки на среднеевропейский показатель в 4% и разговоры о репрезентативности законодательного органа, по сути, можно считать ничем иным, как возобновлением информационной кампании демократов по изменению избирательного законодательства в связи с низким предвыборным рейтингом ДПМ.

Оппозиционная ПКРМ уже объявила, что выступает категорически против снижения избирательного порога до 4%, продолжает Noi. Свою позицию коммунисты объясняют тем, что в парламент должны проходить только сильные партии, способные взять на себя ответственность за правление, а не мелкие политформирования, способные наскрести 3-4%, пройти в парламент, чтобы затем активно продавать свои "услуги" более сильным игрокам. Лидер либерал-демократов Владимир Филат в конце января тоже сказал, что его партия не станет голосовать за смешанную избирательную систему, потому что "Республика Молдова к подобному электоральному механизму не готова". На днях в прямом эфире Филат объявил, что в этом году Кодекс о выборах, а значит и избирательный порог, меняться не будут.

По нашей информации, на либерал-демократов сейчас усиленно давит руководство ДПМ, пишет Noi. И не только из-за поправок в Кодекс о выборах. Демократы настаивают на том, чтобы на выборы три партии Коалиции за проевропейское правление шли единым избирательным блоком. То есть, ЛДПМ в качестве локомотива должна протащить Демпартию с ее падающим рейтингом и либерал-реформаторов с их еще более удручающими стартовыми показателями в будущий парламент. Ранее Владимир Филат публично объявил, что ЛДПМ будет участвовать в выборах самостоятельно.

По мнению политических аналитиков, если демократам не удастся уломать Филата на блок и изменение Кодекса о выборах, руководство ДПМ может в очередной раз прибегнуть к услугам Конституционного суда, который после решения о превалировании Декларации о независимости над конституцией уже пустился во все тяжкие, продолжает Noi. Мнения аналитиков о том, как это может произойти, разделились. Одни считают, что основой для выгодного демократам решения может стать уже находящийся в КС запрос независимого депутата Михая Годи о конституционности избирательного порога в 2% для независимых кандидатов. Политические эксперты считают, что вполне может случиться так, что Конституционный суд примет решение о неконституционности данного положения Кодекса о выборах. Таким образом, практически не меняя избирательную систему, в парламент смогут попасть 50, а то и более независимых кандидатов.

Согласно положениям Кодекса о выборах, распределение мандатов среди партий имеет место лишь после предоставления мандатов независимым кандидатам, пишет Noi. В случае если проходной порог для данной категории электоральных конкурентов будет отменен или установлен на минимальном уровне, в будущем парламенте может произойти наплыв "независимых" кандидатов, услуги которых руководство Демпартии затем начнет активно скупать. Как это уже произошло в Народном собрании Гагаузии (в ходе выборов в Народное собрание Гагаузии в сентябре 2012 года Демпартия, не сумев провести в депутаты ни одного из своих кандидатов, впоследствии сформировала в НСГ большинство, заручившись поддержкой ряда независимых депутатов, а также движения "Новая Гагаузия", которое присоединилось к Демпартии - прим. ИА REGNUM).

По другой версии, в Конституционный суд в ближайшее время может быть направлен другой запрос, продолжает Noi. К примеру, о соблюдении процедуры при изменении Кодекса о выборах, когда в мае прошлого года фракции ЛДПМ и ПКРМ проголосовали за отмену принятого 19 апреля по инициативе демократов закона о переходе на смешанную избирательную систему. Так что поле для маневра у Демпартии в условиях ангажированности целого ряда государственных институтов имеется. Даже несмотря на ее низкий предвыборный рейтинг.

Если посмотреть предвыборную статистику за последние 20 лет, то избирательный порог в 4% и 6% в молдавском избирательном процессе использовался равное количество раз, пишет Noi. На парламентских выборах 1994 и 1998 годов проходной барьер для партий составлял 4%. В 2001, 2005 годах и на выборах 5 апреля 2009 года избирательный порог находился на отметке 6%. На досрочных выборах 29 июля 2009 года действовал порог в 5%. А на последних парламентских выборах (28 ноября 2010 года) - в 4%. Снижение или увеличение этого показателя всегда зависело от политической конъюнктуры и интересов правивших на тот момент политических партий. Ни о каких "европейских практиках и международных нормах" речи, естественно, никогда не шло и не идет.

Весной 2013 года, в разгар политического кризиса и окончательного развала Альянса за евроинтеграцию, фракции ЛДПМ и ПКРМ приняли в первом чтении законопроект, который предусматривал повышение избирательного порога с 4% до 7%, продолжает Noi. Ко второму чтению, правда, эта планка была снижена до 6%. И вот ДПМ, в очередной раз испытывающая острый предвыборный дискомфорт, в очередной раз требует пересмотреть размер избирательного порога - в сторону снижения. Подсчитано, что за 17 лет своего существования Кодекс о выборах меняли почти 40 раз. Но это, видимо, еще не предел, подводит итог издание.