Известный российский фигурист Илья Авербух остался в восторге от увиденного в Сочи. Не в последнюю очередь предметом внимания стали дороги вообще и система организации дорожного движения в частности. "Здесь все летает!!!" - поделился он впечатлениями от транспортной ситуации в Сочи. "Мне кажется, что это все будет жить, это все будет работать, это все будет идти вперед!" - заявил спортсмен.

Транспортная проблема стояла в Сочи ребром на протяжении последних десятилетий. С тех пор, как доступные автокредиты заполнили город машинами, с количеством которых перестали справляться спроектированные в советское время узкие улочки и проспекты, Сочи в буквальном смысле задыхался в пробках. Сказывались и рост числа частных автомобилей, и отсутствие эффективной системы общественного транспорта, и изношенность дорожной сети. Все эти трудности, в свою очередь, усугубляли другие злободневные для города-курорта вопросы: утилизацию мусора, доступность благ цивилизации для людей с инвалидностью, проблемы в работе местного жилищно-коммунального хозяйства. Забитые транспортные "артерии" Сочи не позволяли вовремя доставлять людей и грузы к жизненно важным органам города.

В результате организаторам Олимпийских Игр, помимо возведения практически "с нуля" развитой спортивной инфраструктуры, предстояло решить вопрос колоссальную транспортную проблему. Работа началась сразу же после того, как Сочи выиграл право на проведение Олимпиады: ведь в противном случае успех всего предприятия оказался бы под угрозой. В городе и его окрестностях закипели дорожные работы: к 2014 году надо было построить десятки километров современных и высококачественных автомобильных дорог, туннелей, развязок, обеспечив их современной и продуманной разметкой, знаками, светофорами. Затем все это масштабное и дорогостоящее дорожное хозяйство требовалось поставить на службу людям, выстроив работоспособную систему управления транспортными потоками, позволяющую не только на должном уровне провести Игры 2014 года, но и заложить основы так называемого "олимпийского наследства" Сочи. Эта работа легла на плечи АНО "Транспортная дирекция Олимпийских игр" и его ведущего подрядчика - ЗАО "Нефтегазоптимизация".

Сделать так, чтобы и после окончания Олимпиады город оставался для всей остальной России примером и моделью в деле организации работы транспортной инфраструктуры, позволила информационная система управления грузовыми и пассажирскими перевозками, не имеющая аналогов в нашей стране. А Центр управления дорожным движением Сочи и вовсе напоминает подмосковный Центр управления полетами, где координируются космические старты. Это 264-метровый диспетчерский зал, основную площадь которого занимает трехуровневый подиум, на котором размещены 22 диспетчерских рабочих места. Напротив подиума расположен главный объект центра - видеостена из множества мониторов, транслирующих информацию с видеокамер, установленных на дорогах и внутри машин.

Результат колоссальной работы дорожников не заставил себя ждать. Спортсмены и тренеры, побывавшие во всех мировых столицах, принимавших Олимпийские игры последних лет, положительно выделяют Сочи на этом фоне. Так серебряный призёр Лондонской Паралимпиады-2013 по пулевой стрельбе Валерий Пономаренко олимпийский Лондон с точки зрения транспортной доступности спортивных объектов характеризует кратко и емко: "Вообще жесть!". С определенными проблемами, по его словам, участники Игр столкнулись и в Пекине, где к их услугам было только метро, которое работало по принципу "одна часть заходит, другая часть выходит".

Местные жители по большинству позиций согласны с гостями города. "Раньше весь центр стоял - все центральные наши улицы. С большими трудностями добирались. Пробки, постоянные опоздания. Я ездила из Адлера на работу в Сочи. И когда начиналась пробка, выходила из машины и пешком шла. Полгорода, считай, пешком проходила", - рассказывает сочинка Вера Семенова. "Не было раньше этих дорог здесь, все раньше ехало через центр. И какой это курорт, если все в дыму, в выхлопных газах?! Теперь какая-то цивилизация пошла!" - отметил житель города Вячеслав Курбатов.

Как отмечают эксперты, Олимпиада в Сочи удалась не только с точки зрения спортивных успехов и красочности шоу. Новейшие технологии, примененные в олимпийской столице, в том числе в сфере дорожного строительства и управления транспортной системой города, отлично зарекомендовали себя на российской почве.