Ситуация на Украине, возникшая в результате майданного госпереворота 22-23 февраля, не просто тяжелая. Страна в буквальном смысле стоит на грани экономического обвала и гуманитарной катастрофы, сопровождающейся становлением откровенно нацистской диктатуры.

Последствия подобного развития событий опасны не только для населения страны. Весь европейский континент будет так или иначе задет развивающимися здесь макросоциальными процессами. Однако для существования России как целостного государственного и социумного образования угрозы представляются наиболее весомыми (1). Назовем лишь некоторые из них:

- границы НАТО в недалеком будущем будут проходить под Брянском. В случае размещения здесь ракетных частей ущерб системе российской национальной безопасности окажется огромным и едва ли оценимым по-настоящему;

- наличие миллионов беженцев, пытающихся спастись на территории Российской Федерации от экономического коллапса и нацистского террора. Последствия этого для южных регионов России и России в целом мало кто пытается не просто просчитать, но даже представить;

- даже малое знакомство с реалиями Майдана говорит о его вполне рукотворном характере. Более того, те, чьими руками Майдан был сооружен, мыслит Российскую Федерацию в качестве дальнейшей, последней и окончательной жертвы. Иными словами, в случае торжества майданных властей киевский сценарий через определенный промежуток времени будет реализовываться уже в Москве. Устремления украинских нацистов и их западных покровителей с большим удовольствием поддержат либерально-антигосударственные агенты в самой России, равно как и существующее в ней вахаббитско-салафитское подполье, а также иные силы, для которых существование целостного российского государства является неприемлемым;

- Победа бандеровского режима на Украине - крупнейшей удар по русской духовности, российской многонациональной цивилизации. Киев - колыбель русской истории. На территории Украины находится множество православных святынь и просто мест исторической памяти. В Великую отечественную войну Киев, Харьков, Одесса, Севастополь, многие другие города современной Украины мужественно приняли вызов грозного фашистского врага и внесли общий вклад в великую победу советского народа. Отдача такой территории в руки откровенных и воинствующих русофобов-экстремистов грозит самой России духовной катастрофой и рассыпанием ее многовекового историко-культурного мира;

- Возрождение фашизма в качестве официально используемой идеологии, пускай и на отдельно взятой европейской территории, подстегнет подобные силы по всему миру и со временем может обернуться уже фашизмом глобальным, сметающим на своем пути все принципы демократизма, народовластия и правового государства.

Перечисленные угрозы требуют от российских правящих кругов исключительной решительности и внимательнейшего отношения к указанному комплексу проблем. Вместе с тем, мы наблюдаем, что действия российских властей не вполне адекватны имеющемуся комплексу угроз, а освещение вышеуказанной проблематики в СМИ вызывает много критических нареканий. Данное положение дел вынуждает нас более подробно подойти к анализу текущей ситуации и обозначить в ней узловые блоки проблем с целью поиска адекватных решений.

Информационная составляющая. Освещение данной проблематики в СМИ вызывает серьезное недоумение. Новостные блоки телевидения показывают лишь маленькие, фрагментарные картинки имевших место событий, по которым даже самый заинтересованный зритель не сможет представить себе панораму украинских событий, породивших их истоки, и как следствие, возможность для России верного и адекватного действия. В то же время на российском телевидении не видно и серьезных аналитических передач, дающих возможность желающему глубоко разобраться в происходящем. Искренне интересующимся украинскими событиями людям приходится до поздней ночи сидеть в ожидании политизированных ток-шоу, однако и здесь их ожидает разочарование. Подобного рода передачи способны превратить в балаган любую серьезную проблему, и иногда кажется, что они для этого и создаются. Как только, кто-то из участников пытается начать серьезный разговор, заострить внимание на чем-то существенном, затронуть идейно-смысловые основы текущего социально-политического процесса - в эфире тотчас делается перерыв на рекламу либо микрофон передается следующему оратору.

Не трудно догадаться, что история украинского вопроса в принципе обходится стороной. Между тем, указанная тематика представляется сегодня весьма актуальной. Наиболее обширно эта проблематика была отражена в монографии историка Н. Ульянова "Происхождение украинского сепаратизма" (2). Суть вопроса сводится к следующему. До революции центральная часть Украины называлась Малороссией. Ее жители рассматривали себя как часть исторической России. В то же время часть территории современной Западной Украины (Галиция) была в течение нескольких веков под властью Польши, а затем - Австро-Венгрии. Именно Австро-Венгерское владычество пестовало, как в пробирке, зарождение и развитие "украинского национализма" на подвластной ей территории, активно поощряя подобные пассионарные группы. Однако даже в начале 20 века вышеуказанная идеология для большинства галицийского населения оказывалась чуждой. Для более интенсивной "пропаганды" в годы Первой мировой войны на данной территории создавались концлагеря для русского населения, не желающего "украинизироваться" подобным образом. В последствии, выращенное подобным образом националистическое движение стало экспортироваться в Малороссию. В годы Гражданской войны оно составило основу Петлюровского движения, а в годы Второй мировой -Бандеровских сил ОУН-УПА. В начале 90-х годов указанные группы вновь консолидировались и образовали из себя значительную долю в удельном весе постсоветской украинской элиты. Все эти двадцать лет данные социальные круги стремились добиться полновластия на Украине, взяв реванш за проигранные десятилетия назад сражения.

Говоря об историческом аспекте, нельзя пройти мимо следующего факта. Украина в сегодняшних ее границах сформировалась исключительно и благодаря Советской власти. Донбасс, Крым, Буковина, Закарпатье - это неполный перечень территорий, переданных Украинской ССР во времена советского периода и ушедших вместе с постсоветской Украиной в "независимое" плавание. Указанное положение помогает лучше понять менталитет населения этих регионов и его отношение к сегодняшним событиям.

Отечественные СМИ ничего не говорят о том, что значит Украина для России в духовном, идейно-смысловом измерении. А ведь отснять и показать несколько документальных, хорошо поставленных короткометражных фильмов на заданную тематику не составляло бы особого труда. Весьма туманно говорится и об угрозах, которые несет в себе сегодняшняя ситуация, о породивших ее субъектах, о современном раскладе украинских политических сил, о народном сопротивлении антиконституционному путчу. Создается впечатление, что телевидение будто специально пытается успокоить народ, лишить его "излишних переживаний", вместо того, что предельно мобилизовать имеющиеся ресурсы и силы.

Через российские масс-медиа совершенно не проглядывается образ отечественной властной вертикали, то как, каким образом она собирается реагировать на сложившуюся ситуацию, какова ее стратегия и тактика. Подобный информационный вакуум дает повод для самых разных измышлений, и его, как всегда, стремятся заполнить силы, отнюдь недружелюбно относящиеся к российскому социальному пространству.

Политическая составляющая. Вследствие вышеуказанного информационного вакуума относительно дальнейшей деятельности отечественной властной вертикали, мы считаем необходимым здесь представить картину необходимых, с нашей точки зрения, действий, которые она должна совершить. Этот перечень не является исчерпывающим, его, скорее, следует рассматривать как необходимый минимум:

- категорическое непризнание ныне действующих киевских властей, недопущение с ними какого-либо юридического взаимодействия. На всех властных уровнях каждый должен твердо понять, что существующий ныне украинский режим планируется использовать дальше в целях деструкции и окончательного уничтожения России как цивилизации и государственного образования;

- возбуждение в ООН и иных международных организациях производств относительно убийств мирного населения со стороны околовластных нацистских образований, совершения ими актов террора, запугивания людей, вандализм, выражающийся в отношении исторических памятников и культурных ценностей. Российские власти должны сделать все, чтобы максимально собрать имеющиеся факты и донести соответствующие сведения до широкого западного читателя. Информационный фронт оказывается на сегодняшний день одним из главных, и достижение на нем победы - важнейшее слагаемое победы в целом.

- Настало время открыто заявить, что проект вестернизации, запущенный в перестроечную эпоху, закончен, и Россия возвращается к собственному историческому пути развития. Это обуславливается тем, что надежды на интеграцию России в различные Западные структуры не только не реализован, но и, более того, эти структуры, поддерживая акции наподобие украинского Майдана, ведут себя угрожающе и глубоко недружественно.

- Потенциал самоорганизации народной Украины чрезвычайно высок. Это с наглядностью показали антибандеровские акции в Крыму, Одессе, Харькове и других городах. Однако он может бесследно выгореть, если в кратчайшие сроки не сформируется организационное ядро, способное обеспечить народные массы идеологически и юридически и структурировать их на дальнейшую борьбу. Россия должна стать своеобразным мостом, способным сформировать широкую антибандеровскую коалицию, в которую смогут войти лидеры, выдвинутые на народных сходах и митингах, представители трудовых коллективов, общественных объединений и политических партий. Будет очень хорошо, если в условиях сегодняшнего государственного коллапса в нее смогут встроиться какие-либо региональные властные звенья либо сохранившиеся подразделения государственных органов. Для подобного рода действий чрезвычайно интересен опыт становления Приднестровской Молдавской Республики, где первичная работа по созданию государственности легла на плечи стачечных комитетов крупных заводов и гвардейские отряды самообороны.

Здесь важно рассмотреть еще один момент. Многие исследователи и журналисты в последнее время все чаще говорят о возможности или даже желательности отделения юго-востока Украины в самостоятельное государство. Однако, если глубже посмотреть на проблему, такой вариант событий не является для России оптимальным. Русский язык и общероссийская культурная идентичность распространяются далеко за пределы юго-востока Украины. Его границы примерно проходят к западу от Днепра и к Северу от Кировограда (3). Исходя из этого, подобный разворот событий все равно породит серьезные проблемы, в том числе, наличие большого потока беженцев с вышеуказанных территорий в будущем. Вследствие этого, создаваемой снизу украинской власти, которая будет находится в одном из юго-восточных центров (Симферополе, Харькове, Донецке и т.д.) желательно декларировать приверженность территориальной целостности Украины, при полном отсутствии какого бы то ни было взаимодействия с ныне действующим киевским режимом, родовыми чертами которого являются нелегитимность, антиконституционность и неонацизм. Вновь созданная народная вертикаль должна потребовать от официального Киева самороспуска всех органов власти, подержавших антиконституционный мятеж 22-23 февраля.

Реализация подобного сценария поможет в ближайшие месяцы определить структуризацию регионов Украины в сложившихся новых реалиях. В случае, если волны подобного процесса существенно затронут центральную Украину, можно будет в дальнейшем наращивать протестный потенциал с целью выдавливания путчистов из Киева и проведения новых всеукраинских выборов в соответствии с действующей Конституцией при прямом участии России в роли модератора политического процесса и при сохранении у будущих правящих кругов верности российской траектории движения. Если же протестное движение Центральной Украины будет подавлено, то на юго-востоке неизбежно встанет процесс строительства собственного государства, "украинского Приднестровья", теснейшими узами связанного с Россией.

Реализация всех этих сценариев неизбежно обострит отношения России и Запада, и прежде всего, российско-американские отношения. Однако их нереализованность неизбежно заложит под Россию мину замедленного действия, которая будет готова взорваться в любой момент с самыми непредсказуемыми для России последствиями.

Проблематика, описанная в статье, чрезвычайно остра. Действовать надо, как на минном поле - аккуратно, но стремительно и решительно. Выражаем надежду, что указанные действия не заставят себя долго ждать, а их позитивный эффект окажется результативным и долговременным.

1. Пол Крейг Робертс. Россия под ударом // http://continentalist.ru/2014/02/pol-kreyg-roberts-rossiya-pod-udarom/.

2. Н.И. Ульянов. Происхождение украинского сепаратизма. М.: "Грифон", 2007.

3. Ирина Кургинян. Мнимый больной Европы // газета "Суть времени", 12 февраля 2014 года. http://gazeta.eot.su/article/mnimyy-bolnoy-evropy

А.Л. Сергеев - кандидат юридических наук (Россия)