В Санкт-Петербурге в Доме актера состоялись открытые слушания "Зубовский институт. Механизмы разгрома", посвященные ситуации с Российским институтом истории искусств. Как сообщает сегодня, 28 февраля, корреспондент ИА REGNUM, встреча длилась накануне вечером несколько часов.

Приглашение было отправлено и исполняющей обязанности директора РИИИ Ольге Кох, но она не пришла, как не пришла она в свое время и на заседание комиссии по культуре Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

ИА REGNUM уже сообщало, что за минувшие восемь месяцев институт покинули свыше 40 сотрудников, часть - по собственному желанию, часть - по решению руководства в связи с "оптимизацией штата", уволенные таким образом восстанавливаются через Октябрьский районный суд - таких решений уже три. Закрыты целые научные направления работы института, нет Ученого совета, не заключен коллективный договор сотрудников и администрации, не утвержден план работы научного учреждения федерального значения, подчиняющегося Минкульту РФ.

Сотрудники, оставшиеся на работе, должны сидеть в институте "от звонка до звонка", - видимо, новому руководству не дано понять, что театроведу надо ходить на спектакли, музыковеду - на концерты, всем тем, кто занимается искусствоведением, необходимо работать в архивах и библиотеках, а также преподавать, чтобы передавать опыт молодым. Восстановленной по суду в РИИИ Сусанне Филипповой, к примеру, теперь предложено за ее полставки собирать картонные коробки, а не работать в архиве.

На встрече в Доме актера выступали не только бывшие сотрудники Зубовского института, поддержать коллег пришли очень многие петербургские интеллигенты. Выступил главный режиссер Театра сатиры на Васильевском Анджей Бубень, который сказал, что "наша работа впрямую зависит от людей, изучающих искусство, без культурного контекста существование человека творческого невозможно". Бубень подчеркнул, что и в Польше существует проблема с развитием гуманитарных наук - далеко не все понимают, что именно они хранят коллективную память.

Долгое время возглавлявший петербургскую театральную академию Лев Сундстрем говорил об атомизированности гуманитарного сообщества, о том, что РИИИ нуждался в реформах, но именно профессионалы были отрезаны от этого.

Кинорежиссер Александр Сокуров выступил достаточно провокационно, чем, по сути, вывел обсуждение ситуации на новый уровень. Он задал вопрос экс-сотрудникам РИИИ: "Зачем вам эти стены? Работайте дома!" Он говорил о том, что очень многим неизвестно практическое участие сотрудников института в жизни города - в градозащитном движении, в акциях за отмену платы обучения в творческих вузах, например.

"В практической жизни русского общества не хватает участия научных коллективов, - сказал Сокуров. - Вам надо помогать учить формулировать смыслы. Гуманитарная интеллигенция бросила общество в хаосе, мы не можем, к примеру, понять, почему столько агрессии в современной культуре, где хорошее, а где пена, кто включится в борьбу с кошмарным влиянием телевидения".

"Вы должны быть очевидны, понятны - мы будем понимать, что мы защищаем", - сказал режиссер. Правда, потом Сокуров, уходя, попросил "забыть эти слова", и просто посоветовал обратиться к одной из самых уважаемых актрис города, чтобы та просто позвонила Путину. Но сокуровские слова все же оказали влияние.

Глава комиссии по культуре Законодательного собрания Санкт-Петербурга Максим Резник ("Гражданская платформа"), также говорил об "атомизированности" творческих работников: "Когда громили оркестры, где были вы?"

Выступили представитель Пушкинского Дома, Союза композиторов, было зачитано письмо от Константина Райкина, который назвал происходящее в Зубовском институте "одной из черных страниц в истории города".

Сотрудники института говорили о том, что РИИИ всегда был в авангарде искусствоведческой науки. "Нас развели, как интеллигентных людей, на самобичевании, - сказала экс-директор института Татьяна Клявина, вспомнившая первое совещание в Минкульте с руководителями подведомственных министерству федеральных институтов, то, как слушал их тогдашний замминистра Иван Демидов. - В страшном сне бы не приснилось, что с людьми можно разговаривать так".

Клявина считает, что собрание в Доме Актера - сверка часов, понимание того, что Зубовский не брошен и не забыт. И предложила написать, зафиксировать историю того, что происходило в институте и вокруг него все эти месяцы: "Мы мало знаем, как происходил разгром в тридцатых годах прошлого века, надо книгу написать о том, что происходит сейчас".

Результатом встречи в Доме Актера стала принятая ее участниками резолюция. ИА REGNUM публикует ее полностью.

"Считать стратегию и тактику Министерства культуры РФ по реформированию научных искусствоведческих институтов ошибочной, разрушительной, ведущей к уничтожению профессионального знания об искусстве и культуре. Признать такую политику не имеющей вразумительной идеологии реформирования, способствующей не оправдываемому расходованию средств федерального бюджета и калечащей человеческие судьбы.

Для нормализации ситуации в Российском институте истории искусств считать необходимым:

1. Сменить некомпетентную администрацию РИИИ, не только не имеющую отношения к профильным дисциплинам института, но и не соблюдающую элементарные нормы трудового законодательства.

2. Прекратить практику волюнтаристского увольнения ученых, разрушение структуры института, уничтожение научных секторов, направлений и тем.

3. Прекратить административный произвол и практику карательных акций, используемых для преследования неугодных сотрудников.

4. Немедленно восстановить работу Ученого совета в соответствии с нормами и принципами профессионального сообщества, а не превращать совет ученых в карманный орган, послушно штампующий случайные решения случайного руководства.

5. Учредить общественную независимую комиссию с участием широкого круга высококвалифицированных экспертов для изучения ситуации, сложившейся в РИИИ сегодня, и обсуждения перспектив его развития в будущем.

Список членов комиссии, давших согласие на участие:

Адоньева Светлана Борисовна, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ);

Багно Всеволод Евгеньевич, доктор филологических наук, член-корреспондент Российской Академии наук, директор Института русской литературы (Пушкинский Дом) (ИРЛИ РАН);

Бартошевич Алексей Вадимович, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель науки, заведующий кафедрой истории зарубежного театра РАТИ (ГИТИС), заведующий отделом современного западного искусства в Государственном институте искусствознания (Москва);

Герцман Евгений Владимирович, доктор искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник сектора музыки в Российском институте истории искусств, профессор кафедры музыкального воспитания и образования в Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена, профессор кафедры искусствоведения Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов;

Максимов Вадим Игоревич, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой зарубежного искусства в Санкт-Петербургской государственной Академии театрального искусства;

Райкин Константин Аркадьевич, Народный артист России, художественный руководитель Московского театра "Сатирикон", профессор;

Резник Максим Львович, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, председатель постоянной комиссии по образованию, культуре и науке;

Пиотровский Михаил Борисович, директор Государственного Эрмитажа, декан восточного факультета СПбГУ, член-корреспондент РАН, действительный член Российской Академии художеств;

Попов Валерий Георгиевич, писатель, сценарист, председатель Союза писателей Санкт-Петербурга;

Таршис Надежда Александровна, театральный критик, профессор кафедры русского театра в Санкт-Петербургской государственной Академии театрального искусства;

Фишман Ольга Михайловна, доктор исторических наук, заведующая отделом этнографии Северо-Запада и Прибалтики в Российском этнографическом музее, Заслуженный работник культуры РФ;

Джон Фридман, театровед, драматург, переводчик, театральный обозреватель газеты The Moscow Times (с 1992 года), доктор наук (Гарвардский университет, США, 1990 год);

Эпштейн Давид Беркович, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Северо-Западного НИИ экономики сельского хозяйства РАСХН, сопредседатель Координационного совета Санкт-Петербургского Союза ученых.

При обсуждении состава общественной независимой комиссии были внесены предложения, включить в нее кандидатуры Алисы Бруновны Фрейндлих, Народной артистки России; Жореса Ивановича Алферова, вице-президента РАН, академика РАН; Раскина Давида Иосифовича, доктора исторических наук, начальника отдела научных публикаций РГИА.

Соответственно, собрание приняло решение обратиться к названным лицам с предложением войти в состав комиссии.

Отдельным решением участники слушаний заявили протест против абсурдных обвинений в адрес постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного собрания Санкт-Петербурга и выразили ей полную поддержку как органу, профессионально и самоотверженно отстаивающему идеи сохранения культуры.

Резолюция направляется: Президенту РФ, Председателю правительства РФ, в Общественный совет по культуре при Президенте РФ, в Федерацию независимых профсоюзов России, в Министерство культуры РФ.