В Армении и центрах армянской зарубежной диаспоры в эти дни отмечается 26-я годовщина армянских погромов в азербайджанском городе Сумгаит.

В частности, 28 февраля в московском армянском кафедральном храме Преображения Господня состоялся заупокойный молебен. Посол Армении в РФ Олег Есаян, представители армянских национально-культурных организаций возложили цветы к хачкару (крест-камень), который находится на территории храма и воздвигнут в память о жертвах этой трагедии. Также состоялся показ документального фильма, посвященного сумгаитскому погрому, с докладами выступили директор Института политических и социальных исследований Владимир Захаров и председатель общества "Арарат" Эмануил Долбакян.

Сумгаитские погромы, осуществленные в период 26-29 февраля 1988 года, стали одним из первых в бывшем Советском Союзе массовым и целенаправленным уничтожением людей по национальному признаку. При этом убийства и насилия над местными армянами в этом промышленном центре, городе-спутнике Баку, который в ту пору часто называли "витриной советского интернационализма и братства людей различных национальностей" происходило, как вскоре выяснилось, при фактической поддержке властей Азербайджанской ССР и попустительстве высшего советского руководства. Об этом свидетельствуют, в частности, воспоминания известного армянского писателя и публициста Зория Балаяна. В указанное время Балаян, как и ряд других видных представителей интеллигенции Армении, был членом комитета "Карабах" - организации, которая выступала в поддержку заявленного стремления армян Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана присоединиться к Армении. Важно подчеркнуть, что начавшиеся незадолго до этого выступления армян как в Нагорном Карабахе, так и в Армении носили исключительно мирный характер.

2 марта 1988 года рано утром в ЦК Компартии Армении были приглашены несколько представителей ереванской интеллигенции, вспоминает публицист. С ними пожелали встретиться направленные в Ереван советским лидером Михаилом Горбачевым члены высшего партийного руководства страны - Владимир Долгих и Александр Лукьянов. Владимир Долгих встретил своих собеседников фразой "Ну что, дождались?". Этим было ясно показано, что в "центре" склонны винить в случившемся не погромщиков, а армян с их мирными требованиями о воссоединении. Тогда же присутствующие впервые узнали, что именно произошло в Сумгаите - до этого вся информация была полностью засекречена. Впрочем, долго держать происшедшее в тайне всё равно не удалось бы - уже вечером 2 марта в Ереване стали приземляться самолеты, которые привезли "израненных, изуродованных беженцев, свидетельствует Балаян.

Позиция центральных властей стала причиной того, что силы правопорядка были введены в Сумгаит с большим опозданием. Подразделения советского спецназа (Тульская воздушно-десантная дивизия, которая была переброшена на Апшерон) получили приказ прекратить погром лишь в ночь на 1 марта. Между тем еще утром 26 февраля в городе начались массовые антиармянские митинги, на которых из уст руководителей города (в том числе - партийных руководителей) открыто звучали призывы к насилию. Участникам этих сборищ раздавались изготовленные на местных заводах железные прутья, телефоны в квартирах жителей-армян были отключены, заранее были также созданы и розданы главарям бандитских шаек списки всех армян с точным указанием адресов их проживания и мест работы.

В результате за несколько дней, по официальным данным, в Сумгаите погибли 32 жителя армянской национальности и сотни были ранены и искалечены. Однако многие свидетельства заставляют с уверенностью предполагать, что официальные цифры были занижены в разы. 14 тысяч армян в течение нескольких дней покинули город, лишившись при этом всего своего имущества.

Следует отметить, что через два года, в конце января 1990-го, аналогичная ситуация полностью повторилась и в Баку. Здесь также армянские погромы несколько дней не встречали противодействия власти. Это привело к сотням жертв, тысячи людей были ранены. При этом, как и в Сумгаите, массовая расправа над армянами отличалась особой жестокостью.

В целом в период 1988-1992 гг. из Азербайджана были изгнаны более 500 тыс. армян. Большая их часть бежала в Армению, около трети - направились в другие государства СНГ. Как считают многие эксперты, тот факт, что эти преступления не нашли адекватной юридической и политической оценки, стал, в числе прочего, одной из причин вооруженного вторжения азербайджанских сил в Нагорный Карабах в 1992 году. Это привело к началу широкомасштабной войны, которая длилась два года и завершилась поражением Азербайджана.