Ситуацию, складывающуюся на Украине, прокомментировал 26 февраля в интервью ИА REGNUM старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.

ИА REGNUM: Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на Украине?

Действия лиц, узурпировавших власть в Киеве, ясно свидетельствуют о том, что они олицетворяют украинское меньшинство. Судя, по всему, они сами это осознают, зазывая в формируемый ими орган, которые они именуют правительством, популярных на Украине личностей, рассчитывая таким образом привлечь на свою сторону большинство. Одновременно фашиствующие молодчики терроризируют украинское население с целью сделать его податливым и принудить голосовать на объявленных выборах так, как это им удобно. В то же время следует констатировать отсутствие среди них единства, и надо быть готовым к обострению между ними внутривидовой борьбы вплоть до прямых столкновений. В результате нельзя исключать появления из их рядов своих Ассанжей, способных поведать с документальным подтверждением массу нелицепрятного о внутренней жизни "евромайдана" и его зарубежных контактах. На этом фоне визит руководства Еврокомиссии в Киев с целью поддержки лиц, захвативших там власть, дискредитирует Евросоюз и дает основание считать программу "Восточное партнерство" планом насильственной ассоциации. Одновременно это демонстрирует политическую беспомощность Брюсселя, который, как получается, рассчитывает в своих планах только на принуждение.

ИА REGNUM: Как Вам видится будущее "евромайдана"?

Ситуация переходит в новую стадию, когда деятельность "евромайдана" объективно надо сворачивать, и его организаторам думается сделать это так, чтобы не фокусировать общественное внимание на его разрушительных последствиях для целостности Украины и украинского суверенитета. Изысканных политтехнологий здесь не предлагается, да и зачем, когда можно по-свойски применить испытанный прием - заслонить "евромайдан" новым представлением, именуемым "подготовка и проведение президентских выборов". Каверзные наблюдатели усмотрят умысел в том, что назначенная дата президентских выборов на Украине приходится на сроки выборов в Европарламент (22-25.05.2014 г.), то есть они уже вписаны в есовский контекст. Благодушные посчитают это просто совпадением обстоятельств, как и все, что происходит на Украине. Тем не менее, у попранного украинского большинства, олицетворяющего материального основу Украины, как свидетельствует поступающая информация, возникает вопрос о том, кто будет платить за материальный урон, нанесенный "евромайданом" государственной и частной собственности, и за подрыв международного авторитета Украины, приведшего к минимизации ее макроэкономических показателей. Если украинское большинство решит, что, прежде всего, в смысле до проведения любых выборов, надо расследовать деятельность "евромайдана" и определить ответственных, то надо быть циником, чтобы посчитать такое требование несправедливым.

ИА REGNUM: Как Вы прокомментируете то, что лица, группирующиеся вокруг "евромайдана" пытаются переложить вину на законные украинские власти за дестабилизацию обстановки на Украине?

Вызывает обеспокоенность то, что в политический оборот широко вводится практика индульгенций. Имею в виду закон об амнистии, принятый Верховной радой Украины 29 января 2014 г., который был продавлен деструктивными силами под собирательным названием "евромайдан", и который предоставил участникам беспорядков на Украине иммунитет от судебного преследования за совершенные нарушения украинских законов. Он вступил в действие 18 февраля 2014 г. и послужил своего рода спусковым крючком обострения "евромайданом" ситуации, приведшей к государственному перевороту. Привлекло внимание и то, что украинскому закону об амнистии предшествовало обращение Еврокомиссии к властям Грузии с "пожеланием" не расследовать деятельность бывшего грузинского президента М.Саакашвили и его окружения. Пожелание просили понимать как предусловие подписания Евросоюзом соглашения об ассоциации с Грузией. Еще ранее представители Евросоюза неоднократно выдвигали к разным странам требования об амнистировании лиц, совершивших преступления против общественных интересов. Хочется напомнить, что институт индульгенций возник в средневековой Западной Европе, его основным содержанием было прощение грехов за плату или в обмен на что-то, к примеру, инструмент индульгенций применялся для рекрутирования своих сторонников, которые были удобны тем, что ими не жалко было пожертвовать, и им обычно поручалась самая "грязная" работа. Нелишне будет напомнить и о том, что распространение практики индульгенций вызвало эффект бумеранга, в частности, породило движение Реформации, которое, как известно, перекроило Европу и отодвинуло от власти тех, кто создавал и насаждал институт индульгенций. Резонно задать риторический вопрос, почему на сей раз должно быть иначе? Объективно, число здравомыслящих людей составляет большинство, и они так или иначе осознают, что продолжением их пассивности будет возвращение к беззаконию Средних Веков, против которых, как свидетельствует история, восстает даже самый инертный человек.

ИА REGNUM: Возможно ли сотрудничество России и Евросоюза по стабилизации обстановки на Украине?

Подходы Евросоюза и России заметно различаются как в оценках друг друга, так и в практических делах. В российском общественном сознании преобладает доброжелательное восприятие Евросоюза, которое временами доходит до такой степени, что есовские функционеры выглядят активными идеалистами, а сам Евросоюз - клубом филантропов. Позволю себе заметить, что такое восприятие идет вразрез с учредительными документами Евросоюза, которые фокусируются на объединении усилий для получения общей выгоды. Диаметрально противоположное восприятие наблюдается в среде Евросоюза, где принято Россию демонизировать, чтобы оправдать требования себе выгод за ее счет. К примеру, еще в 2003 г. Европарламент рассматривал вопрос о том, как организовать противодействие сближению России, Белоруссии, Казахстана и Украины в экономической области, считая, что это сузит возможности есовского бизнеса. Другой пример - т.н. третий энергопакет, который уравнял на европейском энергетическом рынке посредников (есовские компании) и обладателей энергетических ресурсов (российские компании) при активном намерении посредников узаконить то, что большая часть прибыли от торговли тем, чем они не обладают, будет, тем не менее, отходить им. Поставил бы в этот ряд примеров и программу "Восточное партнерство", которая беспардонно предложила ряду стран сменить членство в СНГ на ассоциацию с ЕС. У стороннего и непосвященного наблюдателя может сложиться впечатление о некоем российском альтруизме. Такой образ привлекателен для западноевропейцев, однако вызывает у них недоверие. Им видится в этом образе скрытое азиатское в том смысле, в котором его понимал А.Блок, содержащее силу, которая неизбежно воспрепятствует осуществлению их расчетов. Уверен, что мы обладаем интеллектуальной мощью, силой духа и организованностью, чтобы не разочаровывать Запад в его ожиданиях того, что российская внешняя политика дальновидна, глубоко эшелонирована и последовательна в отстаивании национальных интересов.

ИА REGNUM: Не драматизируете ли Вы ситуацию?

Как известно, программа "Восточное партнерство", под которую сегодня ломают Украину, была принята в мае 2009 г., и ее реализацию уместно рассматривать одним из первых дел Внешнеполитической службы ЕС, получившей юридическое обоснование в декабре 2009 г. Одной из ее влиятельных фигур является советник, бывший британский дипломат Роберт Купер, который известен также как автор доктрины "нового либерального империализма" (изложена в его работе "The Post-modern State", увидевшей свет в 2002 г.) Отниму немного внимания, чтобы пояснить, что доктрина, в частности, провозглашает упразднение различий между внешней и внутренней политикой, допускает вмешательство во внутренние дела друг друга, считает ненужными национальные границы и призывает минимизировать роль государства, как олицетворения суверенитета. Сторонники доктрины отмечают, что она успешно апробирована на Балканах. Как говорится в документе о назначении Р.Купера (см.сайт Внешнеполитической Службы ЕС), ему определены функции выполнения особых поручений деликатных свойств на самом высоком политическом уровне. Склонен воспринимать возвышение Р.Купера в структурах ЕС как косвенное свидетельство того, что доктрина "нового либерального империализма" востребована во Внешнеполитической Службе ЕС в качестве идеологии деятельности. К сожалению, я не встречал исследований под таким ракурсом, которые могли бы внести полную ясность на этот счет. На мой взгляд, это - пример того, где нам полезно говорить о сочетании науки и практики, прежде всего, в плане более глубокого изучения мировоззрений наших зарубежных партнеров с целью уяснения для себя степени их восприимчивости к нашей аргументации и на этой основе выработки практических рекомендаций по поддержанию с ним контактов.